Документация педагога-психологаСтраница 1
1. Нормативно-правовая и организационно-методическая документация.
2. Журнал консультаций педагога-психолога.
3. Журнал заключений по результатам проведения психодиагностических исследований.
4. Тематическое планирование коррекционно-развивающих, профилактических занятий.
5. Журнал учета групповых форм работы.
6. Индивидуальные карты на каждого ребенка.
7. Методики для обследования детей младшего школьного возраста.
8. Методики для обследования детей среднего школьного возраста.
9. Методики для обследования детей старшего школьного возраста.
10.Методики для обследования детей дошкольной подготовительной группы.
11.Методики исследования взаимоотношений детей в коллективе.
12.Методики для работы с педагогическим коллективом.
13.Методики для работы с родителями.
14.Методики исследования детско-родительских отношений.
15.Методики для диагностики эмоционально-личностной сферы детей.
Педагогу-психологу для решения стоящих перед ним задач и выполнения возложенных на него функций предоставлено право:
- знакомиться с документами по вопросам охраны труда, вопросам жизнедеятельности школы, нормативными документами;
- иметь доступ к документам, касающихся несовершеннолетних учащихся.
Педагог-психолог несет ответственность за:
- конфиденциальность информации, полученной о несовершеннолетнем ученике школы;
- объективность информации, качество и своевременность выполнения возложенных на него обязанностей.
В предстоящие две недели практики я решила продолжить изучение ранее взятой мною темы по психокоррекции школьной тревожности.
Прежде, чем приступить к практическим действиям, мною была подобрана и изучена необходимая литература по теме практики.
Школьная тревожность - это одна из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог и учитель. Особое внимание она привлекает еще и потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и на общий уровень психологического благополучия.
1.Определение тревожности.
В психологическом словаре дается следующее определение: тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают.
Следует отличать тревогу от тревожности. Тревога – это эпизодическое проявление волнения, беспокойства. Тревожность – это устойчивое состояние, проявляющееся почти всегда.
2. Возникновение тревожности.
Возникновение и закрепление тревожности обусловлено неудовлетворением актуальных потребностей ребенка, которые приобретают гипертрофированный характер. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму “замкнутого психологического круга”.
Возникающая в процессе деятельности тревога частично снижает ее эффективность, что приводит к негативным самооценкам либо оценкам со стороны окружающих, которые, в свою очередь, подтверждают планомерность тревоги в подобных ситуациях. При этом, поскольку переживание тревоги является субъективно неблагоприятным состоянием, оно может не осознаваться человеком.
Формированию “замкнутого психологического круга” у ребенка могут способствовать различные факторы:
-учебные перегрузки (структура учебного года, 1 выходной и т.д.);
- неспособность справиться с программой;
-неадекватные ожидания со стороны родителей;
-неблагоприятные отношения с педагогом;
-регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации.
-смена школьного коллектива;
-проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.
3. Выявление тревожных детей.
Для диагностики школьной тревожности используются разнообразные методические подходы, различающиеся по степени трудоемкости их проведения, обработки и интерпретации данных; диагностической информативности; возрастному диапазону применения.
1)Метод наблюдения. Это очень трудоемкое мероприятие, требующее от психолога максимальной сосредоточенности.
2)Метод экспертных опросов родителей и педагогов. Достоверность данных напрямую зависит от способности учителей и родителей заметить признаки тревожности в поведении ребенка.
3)Стандартизированные опросники. Они позволяют получить количественные эквиваленты выраженности различных видов школьной тревожности, их легко обрабатывать и интерпретировать, однако некоторые дети могут стремиться продемонстрировать социально желательные образцы поведения.
4)Стандартизированные проективные методики. Они позволяют во многом избежать эффекта социальной желательности. Требуют индивидуального общения с каждым ребенком.
5) Рисуночные проективные методы.
Для проведения фронтальной диагностики школьной тревожности целесообразно использовать методы, не требующие особенных временных затрат, единственной целью применения которых является выделение детей “группы риска” по показателям школьной тревожности. Это, прежде всего, рисуночные тесты и метод экспертного опроса.
Особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с
нарушениями зрения
Своеобразие развития зрительного образа у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
Изучение психологии становления зрительного образа у детей с нарушенным зрением показывает, что процесс восприятия подчиняется тем же закономерностям, но в то же время отличается своеобразием, характеризуется большей длительностью и развернутостью ...
Особенности произвольного внимания у детей дошкольного возраста с ОНР 3
уровня
Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
Наряду с вышеперечисленными нарушениями познавательной деятельности у детей с ОНР 3 уровня отмечается недостаточная устойчивость внимания, характерной особенностью является нарушение функции произвольного внимания и недостаточная концентрация на существенных пр ...
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с
интеллектуальными нарушениями
Общая характеристика развития речи умственно отсталых дошкольников.
Примерно, у 60% детей наблюдаются специфические расстройства речи по типу алалии (с греч. - отсутствие речи) - это системное недоразвитие речи при котором страдают фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая её стороны и дизартрии (c греч.- расстройство сочленения ...