Логика и принципы этнопсихологических исследованийСтраница 2
При проведении кросскультурного исследования, несмотря на его кажущуюся простоту, доступность и легкость исполнения, встречаются серьезные трудности.
Во-первых, перед психологами постоянно встает вопрос о валидности методик, сравнимости полученных результатов. В идеале каждая из методик должна быть специально адаптирована (модифицирована) к мировосприятию, традициям и привычкам конкретного народа.
Во-вторых, так или иначе необходимо вырабатывать специальные процедуры эксперимента для определенных народов, поскольку оказалось, что отношение к ним у представителей различных этнических общностей не одинаково.
В-третьих, всегда возникает вопрос, сможет ли исследователь объективно и беспристрастно сопоставлять особенности «своей» и «чужой» культуры. Имеет ли он право изучать те этнические группы, к которым сам не принадлежит?
В целом кросскультурное этнопсихологическое исследование не предполагает создания каких-либо универсальных методик взамен заимствованных из существующего арсенала других отраслей психологии. Несмотря на определенные ограничения, оно дает вместе с тем принципиально новые результаты за счет выхода исследования за пределы одной культуры, одной этнической общности.
При изучении национально-психологических особенностей можно применять и историко-гносеологический подход. В этнопсихологических исследованиях он может быть реализован за счет изучения национально-психологических особенностей с помощью исторического анализа, контент-анализа, факторного анализа и иных методов обобщения разнообразных данных и результатов других исследований. Он применяется, когда невозможны прямые контакты с носителями национальной психики. Зарубежные этнопсихологи называют этот подход «методом изучения этноса на расстоянии». В этом случае внимательному анализу подвергаются исторические, политические, мемуарные, архивные или специальные источники, исследования, раскрывающие специфику формирования и развития тай или иной этнической общности, ее экономики, культуры, поли- тики, социальной и конфессиональной структуры, психологии и т.д.
Основой при этом является контент-анализ. Он отвечает таким требованиям, как объективность, надежность, валидность, позволяет использовать методы многомерного статистического обобщения, в том числе факторного и других видов анализ.
Логика этнопсихологического исследования в целом находит выражение в составляемой в каждом конкретном случае специальной программе исследования, которая может состоять из нескольких составных частей:
1) объекта, предмета, цели, задач и гипотез и методологии исследования;
2) концептуальной модели исследования, предполагающей разработку стратегии, отбор видов, методов и методик исследования, а также осмысление критериев и показателен для оценки его результатов;
3) концепции пилотажной проверки валидности и действенности процедур исследования;
4) подведения результатов исследования и формулировки основных его выводов.
Принципы этнопсихологического исследования. Этнопсихологическое исследование, являясь достаточно сложным и объемным по содержанию, чрезвычайно значимым по своим результатам, всегда должно опираться на определенную систему анализа, фундамент которой — конкретные принципы изучения. Важнейшими являются принципы:
- учета различных факторов формирования этнической общности и ее психологии;
- анализа национально-психологических особенностей представителей того или иного этноса в единстве с проявлениями других их характеристик;
- учета многообразия проявления национально-психологических характеристик людей;
- системного подхода.
Принцип учета различных факторов формирования этнической общности и ее психологии предполагает изучение национальной психологии как продукта исторического, экономического, политического и культурного развития и других условий, в которых живет данная этническая общность на протяжении длительного времени своего существования. Только при таком подходе можно правильно изучить, интерпретировать и осмыслить национально-психологические особенности представителей того или иного народа и специфику ее проявления. Так, исторический анализ в значительной степени делает понятными такие черты, как трудолюбие, особая внутригрупповая сплоченность, присутствующие у японцев; настойчивость, чрезвычайное усердие — у китайцев; коллективизм, общинность — у русских.
В интересах правильного анализа национально-психических особенностей необходимо, кроме того, изучать:
- специфику проявления исторической памяти нации;
- характер природной среды, в которой она формировалась;
- генезис ее социального развития; специфику быта, жизни и деятельности, взаимоотношений различных групп, ее составляющих;
- особенности военной истории;
- своеобразие культурных связей с другими этническими общностями.
Проблемы изучения профессионального здоровья личности в психологической
литературе. Концептуальные подходы в понимании
профессионального здоровья личности
Сегодня проблема профессионального здоровья привлекает к себе все большее внимание. Подробно изучаются различные аспекты психологического обеспечения профессиональной деятельности, непосредственно связанные с влиянием неблагоприятных условий труда (перенапряжения, перегрузок, психотравмирующих факторов и т.д.) на физическое и психическо ...
Анализ коррекционной работы с депрессивными
подростками
Коррекционная работа проводилась на базе МОУ СОШ №7 с двенадцатью подростками.
В ходе работы подростки проявляли активность и заинтересованность.
После всех занятия проводился диагностический замер, с использованием тех же диагностических методик, что и вначале, для того, чтобы выяснить осуществился ли процесс коррекции депрессивных с ...
Восприятие изображений детьми с нарушениями слуха
Восприятие пространственно-временных описаний предметов, изображённых на картине детьми с нарушениями слуха
Для того, чтобы при восприятии плоской картины создавалось впечатление её объёмности, разной удалённости изображённых предметов от глаз наблюдателя, используется целый ряд специальных приёмов. Наиболее важный среди них – закон пе ...