Введение
Актуальность темы.
Суицид – это не только индивидуально-поведенческая реакция, но и психосоциальное
явление, оно представляет собой результирующую различных социальных, культурологических, психологических и патопсихических воздействий на индивида.
Отличительная особенность таких явлений, как завершенный суицид, суицидальные попытки, демонстрации и имитации (подделки) суицида, а также суицидальных замыслов, высказываний, угроз — идея смерти, которая в одних случаях только декларируется, а в других является подлинным регулятором поведения субъекта. Общим для реальных и потенциальных суицидентов является наличие у них социально-психологической дезадаптации личности, которая в одних случаях приводит к формированию суицидальных тенденций
и реализации суицида, а в других является потенциально суицидоопасной.
Высокий уровень самоубийств в большинстве экономически развитых стран мира заставляет ставить вопрос о причинах этого явления и поиске оптимальных средств для его предупреждения. Рассмотрение суицидального поведения лишь в рамках клинико-психологических исследований неизбежно сужает угол зрения и оказывается явно недостаточным для понимания всего многообразия негативных факторов, лежащих в основе его формирования.
Отметим, что причины суицидального поведения должны анализироваться в связи с общим состоянием совре_жетс культуры
и в контексте господствующих в нашем обществе этических норм, мировоззренческих представлений о сущности жизни и смерти, с учетом особенностей массовой психологии.
В работах Амбрумовой А.Г. описано понятие суицид, а также причины суицидального поведения. Амбрумова А.Г., Вроно Е.М. выделяют особенности суицидального поведения подростков. Вагин И. описывает способы консультирования клиентов с суицидальными намерениями. Однако изучению ценностных и смысложизненных ориентаций личности подростков, с различным уровнем суицидального риска в психологических трудах не уделено достаточно внимания.
Проблема
:
Данные статистики свидетельствуют о повышенном риске суицидального поведения среди подростков [10, 29]. Следовательно, возникает необходимость рассмотрения ценностной структуры, с целью снижения количества суицидов у подростков.
Объект исследования
: связь смыслового, ценностного уровня с поведенческим. Подростки с различным уровнем суицидального риска
Предмет исследования
:
ценностные и смысложизненные ориентации у подростков, с различным уровнем суицидального риска.
Цель:
изучение ценностных и смысложизненных ориентаций у подростков, с различным уровнем суицидального риска.
Задачи
:
1. На основе анализа зарубежной и отечественной литературы рассмотреть понятие суицида и причины суицидального поведения.
2. Описать влияние ценностно-смысловой сферы личности на суицидальное поведение.
3. Определить степень суицидального риска у обследуемых подростков и разделить их на две группы: с высоким и низким уровнем суицидального риска.
4. Выявить зависимость суицидогенного фактора с ценностными и смысложизненными ориентациями личности подростков.
Гипотеза
: существует зависимость суицидального риска с ценностными и смысложизненными ориентациями у детей подросткового возраста. (Гипотеза должна быть в конечном варианте более конкретной: что т чего зависит)
Методологической основой исследования выступили
концепции чего? В. Франкла, А.Г. Амбрумовой., И.Вагина. В дипломной работе использован экзистенциальный подход к данной проблеме.
Методы исследования:
теоретический анализ психологической литературы по исследуемой проблеме; психологическое тестирование (ОСР, тест «Ценностные ориентации», тест «СЖО»), математические методы обработки данных (статистическое сравнение, корреляционный анализ).
Научная новизна:
Многие суицидологи в последнее время обращают особое внимание на категорию «ценности», которую начали рассматривать как основу личностной структуры, поскольку с этой категорией связаны у всякой личности ее потребности, мотивы деятельности, цели и средства, с помощью которых достигаются цели. В данном исследовании нами рассматривается категория ценностей у подростков с различным уровнем суицидального риска. Это, безусловно, внесет вклад в суицидологию.
Теоретическая и практическая значимость:
результаты данного исследования могут использоваться школьными психологами, учителями; а также в работе клинического психолога с подростками, при оказании экстренной психологической помощи.
Документация педагога-психолога
1. Нормативно-правовая и организационно-методическая документация.
2. Журнал консультаций педагога-психолога.
3. Журнал заключений по результатам проведения психодиагностических исследований.
4. Тематическое планирование коррекционно-развивающих, профилактических занятий.
5. Журнал учета групповых форм работы.
6. Индивидуальные кар ...
Взаимосвязь саморегуляции в учебной деятельности и успеваемости младших
школьников (на материалах исследования).
Саморегуляция – это очень сложное системное образование, включающее в свой состав большое число компонентов. Причем разные исследователи выделяют различные компоненты саморегуляции. Мы в своем исследовании изучаем четыре параметра саморегуляции:
¨ самоконтроль в учебной работе;
¨ социальный самоконтроль;
¨ способность к в ...
Развитие личности ребенка раннего возраста
Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда потребностей ребенка. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а так ...