Причины суицидального поведения
Страница 2

ситуацию суицидента, его положение в микросоциальном окружении, в частности в семье, состояние его здоровья, психический статус; а отвечая на второй вопрос — определить цели суицидента, его внутренние побуждения, достаточно или недостаточно

хорошо осмысленные намерения, т. Е. психологические основания для принятия суицидального решения.

Получив ответ

на оба вопроса,

мы выясним, таким

образом, объективные и субъективные факторы

социально-психологической дезадаптации личности к

социальной среде. Суицидальное поведение, как и любое другое, социально детерминировано, следовательно имеет под собой определенную социальную почву психологические и культурологические факторы являются условиями, в которых проявляются те или иные формы или модели суицидального поведения Адаптированность личности к социальной среде характеризуется успешностью ее социализации, формированием в соответствии с требованиями среди установок, системы мотивации, ценностных ориентаций, включенностью в социальные и профессиональные группы и т.д. Дезадаптация свидетельствует о нарушении механизмов взаимодействия между личностью и ее социальным окружением, которое может возникать за счет как изменений или трансформаций в социальном окружении,

так и изменения самой личности, ее потребностей, ценностных ориентаций и проявиться в несовпадении экспектаций индивида, его притязаний и реальных условий существования и отношения к нему окружающих.

При оценке тяжести или глубины социально психологической дезадаптации личности к среде необходимо принимать во внимание 3 равноправных компонента: 1) серьезность нарушений привычных условий жизни индивида, будь то чисто внешние обстоятельства жизни или состояние здоровья индивида; 2) интерпретацию индивидом изменившихся условий жизни (жизненный крах, безвыходная ситуация, личностная катастрофа или эпизод в перипетиях межличностных конфликтов); 3) желание или готовность индивида приложить усилия, чтобы приспособиться к новым условиям жизни, его согласие продолжать жизнь или наличие воли к жизни (иногда возникает усталость от жизни, нежелание прилагать усилия, чтобы начинать жизнь сначала). Два последних компонента наиболее существенно в процессе принятия суицидального решения. Cpeди суицидальных мотивов различают две центральные группы: мотивы неблагополучия (одиночество, тяжесть жизни как таковой, потери близких любимых людей) и мотивы конфликта, в который, помимо суицидента, вовлечены и другие лица. Мотивам неблагополучия чаще всего соответствуют суициды монологические по своему характеру, т. Е. суицидальные поступки, явившиеся результатом внутреннего монолога или размышления о смысле жизни, в основе которых нет обращения к кому-либо и нет расчета на то, чтобы таким образом изменить что-то или добиться чего-либо от окружающих. В этих случаях нередких завершенных суицидов преобладает смысл самонаказания или отказ от жизни как полная капитуляция [3. с. 16].

Устойчивость и постоянство – основные признаки, отличающие психические свойства личности от остальных психически свойств. Поэтому, чем более выражены обобщенные и сознательные мотивы, чем большую роль они играют во всей системе мотивов, тем ярче выражена личность человека.

Отношения личности представляют собой обобщенное отношение к какой-либо стороне действительности или области объективных явлений и характеризуются системой мотивов, определяющей общее направление деятельности в типичной ситуации [28, с. 33].

Способы действия, зависят также от приобретенных навыков, от индивидуальных особенностей психических процессов, благодаря чему они относительно самостоятельны и независимы от тех отношений личности, которые осуществляются при помощи этих способов. Индивидуальное своеобразие способов и приемов реализации отношений личности не менее существенная характеристика человека как субъекта, чем сами отношения личности.

Как говорит наука, в происхождении суицидного поведения важную роль играют факторы трех типов: индивидуальные, клинические и социальные (или средовые). При этом следует иметь в виду, что суицидное поведение включает в себя как намерение, так и попытку совершить самоубийство (парасуицид), причем попытки могут быть истинными и демонстрационно-шантажными. Немалую роль здесь играет и различие между полами: отмечается, что женщины в четыре раза чаще, чем мужчины пытаются покончить жизнь самоубийством, а мужчины в четыре раза чаще реализуют это намерение.

Страницы: 1 2 3 4

Дети с задержкой психического развития
Задержка психического развития — понятие, сложившееся в отечественной психологии в 60-х гг. XX в. на основе начавшегося на десятилетие раньше изучения детей, как испытывающих стойкие трудности в обучении в массовой школе, так и таких, которые, будучи диагностированными как умственно отсталые через непродолжительный период обучения в спе ...

Психология детей с ранним детским аутизмом
Предмет, задачи психологии детей с РДА. Психология детей с РДА - одно из направлений специальной психологии, рассматривающее динамику и особенности познавательной деятельности и личностного развития детей дошкольного и школьного возраста. В центре внимания данного направления -разработка системы комплексного психолого-педагогического ...

Типы акцентуаций характера подростков по А.Е. Личко
Краткая характеристика типов акцентуаций характера подростков по А.Е. Личко. Несмотря на редкость чистых типов и преобладание смешанных форм, различают следующие основные типы акцентуаций характеров: 1) лабильный резкая смена настроения в зависимости от ситуации;2) циклоидный - склонность к резкой смене настроения в зависимости от внеш ...