Особенности проявления тревожности у
несовершеннолетних осужденныхСтраница 2
Совершению несовершеннолетними преступлений, как правило, предшествуют нарушения поведения (уклонение от учебы и труда, злоупотребление спиртными напитками, девиация сексуального поведения, проявление агрессии, аутоагрессии и др.). Этому в немалой степени способствуют акцентуации характера. Так, эпилептоидная акцентуация в случае раннего употребления алкоголя предрасполагает к развитию хронического алкоголизма, истероидная в стрессовых ситуациях — к аффективным реакциям демонстративного типа, сензитивная — к развитию фобического невроза, циклоидная и эмоционально-лабильная — к психогенным депрессивным состояниям. Социальная изоляция — сильнейший фрустрирующий фактор для несовершеннолетних правонарушителей, способствующий развитию агрессивности. Многие воспитанники — подростки и юноши — имеют психологическую предрасположенность к агрессивному поведению. Например, к участию в драках многих побуждает сама среда колонии, культ силы как способ самоутверждения. Агрессия может быть мотивом защитной реакции (отстоять свой статус, избежать репутацию “слабака”) [44].
Отношение воспитанников к своим недостаткам зависит от норм и ценностей, преобладающих в данной группе. Исходя из степени самокритичности, отношения к своим недостаткам, понимания необходимости работать над собой И.И. Купцов выделяет следующие группы воспитанников [31]:
- знающие свои недостатки, стремящиеся их устранить, знающие пути их преодоления и умеющие их преодолеть;
- осознающие свои недостатки, стремящиеся их ликвидировать, но не знающие, как это сделать;
- знающие свои недостатки, но не стремящиеся их ликвидировать;
- ошибочно считающие свои недостатки достоинствами, поэтому не видящие необходимости их ликвидировать;
- безразлично относящиеся к своим недостаткам;
- знающие свои достоинства, но не способные полностью их реализовать.
Несовершеннолетие правонарушители по-разному относятся к отбыванию наказания, что обусловлено как их криминальным опытом, так и личностными качествами.
Наиболее типичными состояниями в период следствия и начальный период отбывания наказания в колонии являются тревога, тоска, безнадежность, отчаяние, фрустрация.
На вопрос: “Что вы переживали после ареста и суда?” — одни воспитанники ответили: “Я переживал сильно, даже хотел удавиться от горя и стыда”, “Я очень боялся того, что меня ожидает в колонии”, “Переживал арест и суд, винил себя”, “Очень переживал, не спал много ночей, много курил”, “Было очень стыдно, чувствовал себя раздавленным”. Другие правонарушители указали: “Я не переживал”, “Арест и суд перенес без всякого волнения”, “Не переживал, ибо знал, что все равно посадят” [31; 152].
Несовершеннолетние правонарушители группируются, активно ищут общение, которое отвечало бы их интересам, установкам и ценностным ориентациям, обеспечивало им личную безопасность и защиту в группе.
В этой связи одни воспитанники стремятся занять высокий статус в отделении, отряде, колонии и демонстрируют знание тюремных правил, обычаев и традиций, пропагандируют колонистскую романтику, волевые качества, нарушают режим. Соблюдение несовершеннолетними осужденными тюремных традиций и обычаев закрепляет искаженные нравственные ценности, интересы и ценностные ориентации. Других несовершеннолетних отличает повышенная внушаемость, инфантильность поведения, третьих — забитость, конформизм, психические отклонения, из-за которых над ними постоянно издеваются [35].
Повышенная восприимчивость и впечатлительность, высокая подверженность воздействию усугубляются разнородными по направленности влияниями среды осужденных, сотрудников колонии, родителей (родственников), друзей на свободе.
Деев В.Г. указывает, что при исследовании 500 подростков-рецидивистов и контрольной группы несудимых Шелдон и Элеонора Глюк установили, что имеющие судимость чаще, чем их законопослушные сверстники из контрольной группы, были лишены любви родителей, братьев или сестер и что лишь немногие из них (в отличие от ребят из контрольной группы) сердечно относились к своим родителям или идентифицировали себя с отцом. Отцы подростков-преступников отличались непредсказуемостью в своей воспитательной практике, часто применяли телесные наказания [17; 47].
Наиболее подвержены тревожности, осужденные с положительной мотивацией. Они переживают вину за совершенное преступление, намерены создать семью, работать и не совершать больше преступлений.
Исследования межличностных отношений в работах психологов
Тема межличностных отношений рассматривается в работах Абрамовой Г.С., Амрекулова Н.А., Бодалева А.А., Коломинского, Столяренко Л.Д., Рогова Е.И., Дж. Морено и др.
В подавляющем числе случаев межличностное взаимодействие людей, обозначаемое как общение, почти всегда оказывается вплетенным в деятельность и выступает условием ее выполнен ...
Экспериментальные методы изучения толпы и индивидов в ней. Контрольные
эксперименты Методы изучения
"Умные должны научиться не принимать таких
правил игры, при которых глупые смогут выиграть,
как только окажутся в большинстве."
В. Швебель
К настоящему моменту в мировой науке накоплен уже некоторый опыт, позволяющий вести разработку объективных методов изучения толпы. Набор методов при каждом конкретном случае определяетс ...
Особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста, имеющих
ЗПР
Отличительные особенности развития зрительного восприятия дошкольников с ЗПР.
Особенности восприятия детей с ЗПР обусловлены нарушением функции поиска; если ребёнку заранее неизвестно, где находится нужный предмет, ему бывает трудно его обнаружить. Это объясняется тем, что замедленность опознания не позволяет ребёнку быстро обследовать ...