ПриложенияСтраница 7
Подросток в состоянии релаксации. «Через несколько секунд я попрошу Вас визуализировать ситуацию тревоги. Когда я это сделаю, я хотел бы, чтобы Вы непосредственно ощутили эту ситуацию, пережили ее так, как будто это событие происходит с Вами сейчас. Когда Вы будете переживать состояние тревоги, 'подайте мне сигнал поднятием правой руки. Теперь восстановите эту ситуацию тревоги и переживайте ее вновь».
Самостоятельное задание. Задание включает релаксацию в спокойном месте, но не дома. Один раз в день. Например, можно выполнять релаксационные упражнения во время поездки в автобусе. Переживания тревоги контролируются так же, как и ранее.
Занятие 3
В данном занятии повторяются этапы занятия 2, к которым добавляются два новых основных этапа: самостоятельная релаксация и концентрация внимания на симптомах активации тревоги с целью определения собственных симптомов, связанных с тревогой. Таким образом, занятия включают самостоятельную релаксацию, активацию тревоги, концентрацию внимания на симптомах тревоги но время ее активации, восстановление релаксации, повторение цикла активации тревоги, внимание к симптомам, релаксация (3 5 циклов) и самостоятельное задание.
Релаксация. Первым этапом данного задания является самостоятельная релаксация. Теперь не даем инструкции подростку, он выполняет релаксационные упражнения самостоятельно. Этот этап — первый шаг подроста к принятию на себя ответственности и самоконтроля с одновременным снижением контроля со нашей стороны. Когда подросток подает сигнал о достижении релаксации (обычно через 1-2 минуты), даем ему инструкцию перейти к ситуации тревоги.
Активация треноги. Как и на предыдущем занятии, активация тревоги достигается с помощью визуализации ситуации тревоги с уровнем интенсивности 60. Как и раньше, подросток подает сигнал, когда ситуация активирует приступ тревоги. В этот момент вводим новую инструкцию по концентрации внимания на симптомах треноги.
Концентрация внимания на симптомах тревоги. Чтобы обучить подроста концентрации внимания на симптомах активации тревоги, применяются следующие инструкции: «Обратите внимание на то, как именно Вы ощущаете тревогу. Возможно, это физические ощущения, например напряжение мышц шеи или частое сердцебиение, или какие-то специфические мысли». Данные инструкции могут включать симптомы, описанные уже клиентом при создании ситуации тревоги.
Воспроизведение релаксации. Релаксация возобновляется посредством возвращения к ситуации релаксации. Ответственность за переключение на ситуацию релаксации и описание деталей ситуации берем на себя. Затем проводится контроль группы мышц для усиления уровня релаксации.
Цикл активации тревоги, концентрации внимания на симптомах тревоги и воспроизведения релаксации продолжается до конца занятий и составляет от 3 до 5 циклов. Тренинг обучает подроста идентифицировать признаки тревоги. Техника АМТ не только обучает подроста, но и помогает ему предотвращать приступы тревоги в будущем. Рассматриваем эти признаки тревоги как «сигналы опасности» и предупреждает подростка о тенденции напряжения или тревоги к нарастанию, а также обучает его самостоятельным навыкам релаксации в условиях самоконтроля.
Самостоятельное задание. Задание включает продолжение практики релаксации. И несмотря на то что подросток должен избегать сильных стрессогенных ситуаций, он получает инструкцию практиковать релаксацию в ситуациях с невысокой интенсивностью стресса. С помощью дневника наблюдений подросток продолжает наблюдение за стрессом, уделяя особое внимание обнаруженным им физиологическим, когнитивным и поведенческим признакам тревоги. В журнал наблюдений добавляется колонка, куда он записывает характер этих ранних предупредительных сигналов (т. е. специфических физических или когнитивных симптомов). Попытки справиться со стрессом также заносятся в журнал, в который добавляется колонка результатов самоконтроля и попыток самостоятельно справиться со стрессом. В этой колонке подросток записывает результаты успешного или неуспешного контроля тревоги при каждой пережитой стрессогенной ситуации в форме ответов «да» или «нет».
Занятие 4
На этом занятии добавляются два основных компонент, Первый — это идентификация ситуации тревоги су ройном интенсивности 90. Во время занятий эта ситуация чередуется е ситуацией тревоги с уровнем интенсивности 60, которая использовались на занятиях 2 и 3. Иногда приходится разрабатывать новую ситуацию с уровнем тревоги 60, если прежняя ситуация теряет свою
В целом занятие 5
также повторяет схему, которая была сформирована после того, как подросток самостоятельно стал переживать релаксацию. Теперь даем ему инструкцию переключаться на ситуацию активации тревоги и сигнализировать наступление состояния тревоги. Когда он переживает активацию тревоги и сигнализирует об этом, он старается воспроизвести релаксацию, сигнализируя об этом, удерживая в сознании ситуацию тревоги. При этом он дает сигнал о воспроизведении релаксации. Затем подросток прерывает ситуацию тревоги. Цикл возобновляется с активацией тревоги уровня 60. Ситуации тревоги с уровнем интенсивности 60 и 90 чередуются таким образом до конца занятия. Домашнее задание по контролю всех видов тревоги и стресса повторяет домашнее задание занятия 4.
Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью в степени
идиотии
Особенности психического развития детей с умственной отсталостью в степени идиотии
Идиотия – самая глубокая степень умственной отсталости (IQ менее 20) – характеризуется грубым недоразвитием всех психических функций. Детям – идиотам недоступно осмысление окружающего, их речевая функция развивается крайне медленно и ограниченно, в ряде ...
Сценарий воспроизведения детско-родительских отношений
Понятие "сценарий" впервые было использовано американским психотерапевтом Э. Берном. Он определил его как постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется . еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей [Э.Берн;1992]. Это своего рода бессознательное принятие ребенком предписывающего "образа" б ...
Сравнительная характеристика психики человека и животных
История сравнительных исследований дала немало примеров того общего, что обнаруживается в психики человека и животных. Тенденция выстраивания фактов, добытых в этих исследованиях, такова, что в них между человеком и животным со временем выявляется все больше сходства, так что животное психологически как бы наступает на человека, напроти ...