Приложения
Страница 7

Подросток в состоянии релаксации. «Через несколько секунд я попрошу Вас визуализировать ситуацию тревоги. Когда я это сделаю, я хотел бы, чтобы Вы непосредственно ощутили эту ситуацию, пережили ее так, как будто это событие происходит с Вами сейчас. Когда Вы будете переживать состояние тревоги, 'подайте мне сигнал поднятием правой руки. Теперь восстановите эту ситуацию тревоги и переживайте ее вновь».

Самостоятельное задание. Задание включает релаксацию в спокойном месте, но не дома. Один раз в день. Например, можно выполнять релаксационные упражнения во время поездки в автобусе. Переживания тревоги контролируются так же, как и ранее.

Занятие 3

В данном занятии повторяются этапы занятия 2, к которым добавляются два новых основных этапа: самостоятельная релаксация и концентрация внимания на симптомах активации тревоги с целью определения собственных симптомов, связанных с тревогой. Таким образом, занятия включают самостоятельную релаксацию, активацию тревоги, концентрацию внимания на симптомах тревоги но время ее активации, восстановление релаксации, повторение цикла активации тревоги, внимание к симптомам, релаксация (3 5 циклов) и самостоятельное задание.

Релаксация. Первым этапом данного задания является самостоятельная релаксация. Теперь не даем инструкции подростку, он выполняет релаксационные упражнения самостоятельно. Этот этап — первый шаг подроста к принятию на себя ответственности и самоконтроля с одновременным снижением контроля со нашей стороны. Когда подросток подает сигнал о достижении релаксации (обычно через 1-2 минуты), даем ему инструкцию перейти к ситуации тревоги.

Активация треноги. Как и на предыдущем занятии, активация тревоги достигается с помощью визуализации ситуации тревоги с уровнем интенсивности 60. Как и раньше, подросток подает сигнал, когда ситуация активирует приступ тревоги. В этот момент вводим новую инструкцию по концентрации внимания на симптомах треноги.

Концентрация внимания на симптомах тревоги. Чтобы обучить подроста концентрации внимания на симптомах активации тревоги, применяются следующие инструкции: «Обратите внимание на то, как именно Вы ощущаете тревогу. Возможно, это физические ощущения, например напряжение мышц шеи или частое сердцебиение, или какие-то специфические мысли». Данные инструкции могут включать симптомы, описанные уже клиентом при создании ситуации тревоги.

Воспроизведение релаксации. Релаксация возобновляется посредством возвращения к ситуации релаксации. Ответственность за переключение на ситуацию релаксации и описание деталей ситуации берем на себя. Затем проводится контроль группы мышц для усиления уровня релаксации.

Цикл активации тревоги, концентрации внимания на симптомах тревоги и воспроизведения релаксации продолжается до конца занятий и составляет от 3 до 5 циклов. Тренинг обучает подроста идентифицировать признаки тревоги. Техника АМТ не только обучает подроста, но и помогает ему предотвращать приступы тревоги в будущем. Рассматриваем эти признаки тревоги как «сигналы опасности» и предупреждает подростка о тенденции напряжения или тревоги к нарастанию, а также обучает его самостоятельным навыкам релаксации в условиях самоконтроля.

Самостоятельное задание. Задание включает продолжение практики релаксации. И несмотря на то что подросток должен избегать сильных стрессогенных ситуаций, он получает инструкцию практиковать релаксацию в ситуациях с невысокой интенсивностью стресса. С помощью дневника наблюдений подросток продолжает наблюдение за стрессом, уделяя особое внимание обнаруженным им физиологическим, когнитивным и поведенческим признакам тревоги. В журнал наблюдений добавляется колонка, куда он записывает характер этих ранних предупредительных сигналов (т. е. специфических физических или когнитивных симптомов). Попытки справиться со стрессом также заносятся в журнал, в который добавляется колонка результатов самоконтроля и попыток самостоятельно справиться со стрессом. В этой колонке подросток записывает результаты успешного или неуспешного контроля тревоги при каждой пережитой стрессогенной ситуации в форме ответов «да» или «нет».

Занятие 4

На этом занятии добавляются два основных компонент, Первый — это идентификация ситуации тревоги су ройном интенсивности 90. Во время занятий эта ситуация чередуется е ситуацией тревоги с уровнем интенсивности 60, которая использовались на занятиях 2 и 3. Иногда приходится разрабатывать новую ситуацию с уровнем тревоги 60, если прежняя ситуация теряет свою

В целом занятие 5

также повторяет схему, которая была сформирована после того, как подросток самостоятельно стал переживать релаксацию. Теперь даем ему инструкцию переключаться на ситуацию активации тревоги и сигнализировать наступление состояния тревоги. Когда он переживает активацию тревоги и сигнализирует об этом, он старается воспроизвести релаксацию, сигнализируя об этом, удерживая в сознании ситуацию тревоги. При этом он дает сигнал о воспроизведении релаксации. Затем подросток прерывает ситуацию тревоги. Цикл возобновляется с активацией тревоги уровня 60. Ситуации тревоги с уровнем интенсивности 60 и 90 чередуются таким образом до конца занятия. Домашнее задание по контролю всех видов тревоги и стресса повторяет домашнее задание занятия 4.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Приложения
Приложение 1 Результаты проведенного тестирования до треннинговых занятий Таблица П.1.1. Сводная таблица результатов тестирования группы офицеров состоящих в треннинговой группе А (по методике САН) № п/п Самочувствие Активность Настроение показатели низк. средн. выс. низк. средн. выс. низк. с ...

Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности. Теории личности
Проведение теоретических исследований в области психологии личности началось очень давно, и они имеют свою историю. По крайней мере, можно выделить три периода развития психологии личности: философско-литературный, клинический и экспериментальный. Первый период исследований начался с работ древних мыслителей и продолжался до начала XIX ...

Дать характеристику развитию ассоциативной психологии в 19 веке. Этапы развития
В начале XIX в. ассоциативная психология оставалась единственной психологической школой, предмет которой сознание – был признан всеми без исключения учеными. В классических теориях ассоцианизма, появившихся в начале XIX в., содержание сознания рассматривалось как комплекс ощущений и представлений, соединенных со знаком ассоциаций. Одна ...