Введение
Мама… Это слово отзывается в сердце едва ли не каждого из нас сложной, порой противоречивой гаммой чувств: любовь, обида, благодарность, раздражение, стремление что-то доказать, нежность, разочарование, боль – все это сплетается в нашей душе в тугой и плотный клубок, который мы не всегда можем распутать. В современном психоанализе до сих пор не утихают споры о важности материнской фигуры в развитии человека. Разные школы придерживаются разных точек зрения, но сама эмоциональная насыщенность темы говорит о том, что она – одна из главных, определяющих и всегда актуальных.
Изучение материнства – важная задача в современной психологии. Это объясняется тем, что мать – первый человек, который вносит свой вклад в развитие ребенка и влияет на формирование его личности и ход жизни в целом. Изучая механизмы, виды, тенденции и закономерности в материнском поведении, можно привнести много нового в интерпретации каких-либо проблем в других сферах психологии.
Идеальная мать… Наверно, каждая женщина хотела бы стать такой для своего ребенка. Но каков этот идеал? К чему стремятся современные матери? Установки на материнскую роль, понятия "как надо" формируются у каждой женщины вне зависимости от того, какие жизненные обстоятельства у нее складываются.
В нашей работе мы хотели проследить, насколько похожи установки на материнство и некоторые аспекты семейной жизни у трех поколений женщин, связанных родством. Безусловно, от поколения к поколению какие-то материнские черты передаются без особых изменений, становясь стереотипами поведения. Другие, наоборот, меняются с течением времени, и зависеть это может от изменений в обществе.
Кроме того, мы хотели выявить аналогичные установки у девочек, по каким-либо причинам оставшимся без материнского воспитания и общения. Их модель материнства строится без непосредственного участия матери, но с присутствием негативного семейного опыта. Мы считаем важным сравнение степени выраженности конкретных установок у девушек с разными условиями воспитания (семья и детский дом) для определения паттернов материнского поведения. В ситуации отсутствия различий, мы можем говорить о влиянии на формирование установок материнства каких либо других факторов, а не предыдущего материнского опыта.
Цель исследования: выявить материнские паттерны у женщин трех поколений и сравнить их с установками на выполнение роли матери воспитанниц детских домов, не имеющих родственников по женской линии.
Задачи исследования:
· выявить установки на выполнение роли матери у женщин трех поколений, передающиеся и непередающиеся от поколения к поколению;
· выявить материнские установки у девушек, воспитывающихся вне семьи;
· обнаружить взаимосвязи между материнскими установками девушек, воспитывающихся в семьях, и материнскими установками их матерей и бабушек; выявить существующие модели поведения переходящие из поколения в поколение;
· сравнить материнские установки девушек, передающиеся в поколениях, с аналогичными установками девушек, воспитывающихся в семье и вне семьи.
Объект нашего исследования – особенности материнского поведения. Предмет исследования – паттерны материнских установок у женщин.
В качестве гипотез исследования выступили следующие предположения:
1. Существуют материнские установки на выполнение роли матери в семье, которые передаются из поколения в поколение;
2. Существуют материнские установки, которые от поколения к поколению "нарастают" и материнские установки, которые "изживают себя";
3. Материнские установки девушек, воспитывающихся в семьях, не совпадают с материнскими установками воспитанниц детских домов.
В исследовании была использована методика:
1. Методика PARI Е. Шеффер и Р. Белла, адаптированная Т.В. Нещерет [Райгородский Д.Я., 2005].
Приложения
Приложение 1
Комплекс методик для изучения развития речи детей третьего года жизни Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной.
МЕТОДИКА № 1. "Изучение понимания речи".
Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого.
Материал: кукла и 4-5 хорошо знакомых детям предметов (чашка, погремушка, собачка).
Процедура проведения: исследова ...
Профиль личности (методика MMPI)
Тест ММРІ, созданный в 1942-1949 годах американскими учеными И. Маккинли и С. Хатэуэй представляет собой количественный метод оценки личности, который благодаря автоматизированному способу обработки результатов обследования, исключает зависимость получаемых данных от субъективности и опыта экспериментатора. Высокая надежность методики, ...
Особенности мотивационно-потребностной сферы
супругов
Психологи на протяжении многих лет пытались разобраться, каким образом люди выбирают брачного партнера? Однако единственным содержательным обобщением может стать признание того, что этот процесс намного сложнее, чем представляется на первый взгляд.
Одним из первых стал размышлять над причинами вступления в брак основатель классического ...