Особенности формирования материнских установок у девушек, воспитывающихся
без матерей. Сиротство как особая система формирования материнских
установокСтраница 1
Для исследования материнских установок девочек, воспитывающихся без матерей, следует хотя бы в некоторой степени ознакомится с условиями той системы, в которой эти установки формируются, а именно – с явлением сиротства и последствиями, которые оно накладывает на формирование личности ребенка и, как следствие, на формирование материнства у девушек-сирот.
Сиротство – это социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях [3].
Наиболее грозным явлением в последние годы стало значительное увеличение размеров "социального" сиротства, появление его новых характеристик. Всё большее количество детей теряют родительское попечение не из-за смерти родителей, а по социальным причинам. Обнаруживается так называемое "скрытое" социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растёт беспризорность огромного количества детей и подростков. Социальное сиротство – явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения). А в обязанности родителей входит: воспитывать детей, готовить их к общественно полезному труду, содержать несовершеннолетних детей, защищать их права и интересы во всех учреждениях и т. д.
Однако до сих пор остаётся малоизученной и непонятной природа этой аномальной формы материнского поведения. Практика работы с такими женщинами, анализ немногочисленной литературы по проблеме свидетельствует о чрезвычайной сложности взаимодействия социальных, психологических и патологических факторов, нарушающих важнейшую форму социального поведения женщин – материнство [3].
Бельгийский комитет по социальным проблемам женщин, исследовав аспекты отказа от ребёнка, описал три основные категории бросающих матерей. Первая, наиболее распространенная – отец ребёнка бросил беременной будущую мать. Вторая – женщина рожает ребёнка от внебрачной связи. Третья категория – женщины с низкой социальной и моральной приспосабливаемостью и с низкой ответственностью.
Одно из заметных изменений последнего времени – быстрый рост доли детей, рождаемых вне брака. В связи с этим увеличивается количество отказных детей.
Основными причинами, способствующими широкому распространению социального сиротства, являются дезорганизация семьи, материальные и жилищные трудности родителей, нездоровые отношения в семье, алкоголизм родителей [3;6]. Эти причины мешают нормальному воспитанию детей. Зачастую их помещают в специальные детские учреждения, однако в таких условиях развитие ребенка все равно остается ограниченным. Можно выделить некоторые причины, неблагоприятно влияющие на психологическое развитие детей [3]:
- неправильная организация общения взрослых с детьми, несостоятельность тех его форм, которые доминируют в детских учреждениях, особенно в домах ребёнка и дошкольных детских домах;
- непостоянство, частая сменяемость взрослых, воспитывающих детей;
- недостаточная работа по формированию игры, особенно в дошкольных детских домах;
- бедность конкретно-чувственного опыта детей, проистекающая из чрезвычайной сужености окружающей среды;
- недостаточность психолого-педагогичеcкой подготовленности воспитателей детских домов, их безучастное отношение к детям;
- недостаток программ воспитания и обучения, компенсирующих дефекты развития, вызванные отсутствием семьи;
Еженедельник "Молоток" № 30. 2001. www.zabey.ru
Как и любая сфера деятельности, включающая профессиональные и частные интересы, интернет является своеобразной средой функционирования индивидуума, обладающей своими законами формирования внутренних отношений и собственным, уникальным набором факторов, воздействующих на личность.
На современном этапе развития представляется возможным г ...
Тест как метод психодиагностики.
«Тест» по-английски значит «короткое испытание», «проба», их применяют для определения способностей человека и прогнозирования его поведения очень давно. Один из первых психологических тестов описан в Библии , в книге судей. Войскам полководца Гедеона , уставшим после изнурительного перехода , предстояла тяжелая битва с маданитянами. Чт ...
Олигофренопсихология. Психология умственно отсталых детей
Характеристика психоэмоционального и социокультурного статуса умственно отсталых детей дошкольного возраста.
Особенности умственного, эмоционального, социокультурного развития умственно отсталых дошкольников
Почти у всех детей с умственной отсталостью наблюдается отсутствие или значительное снижение, по сравнению с обычными детьми, и ...