Детско-родительский опыт
Родители, как правило, являются для индивида значимыми людьми, поэтому осуществление ими родительской роли частично осознанно, а частично – неосознанно, впоследствии копируется в собственной семье: «какими мы стали родителями, в значительной степени зависит от того, что мы видели, пережили, ощутили в поведении собственных родителей»; «между структурами супружеских и родительских семей наблюдается прямая зависимость – супружеские семьи в подавляющем большинстве аналогичны родительским, особенности родительской семьи неосознанно воспринимаются детьми в их семьях» (Т.И. Дымнова, 1996).
Такие компоненты родительского отношения как ценность родительства, ценность ребенка, целый ряд поведенческих и эмоциональных реакций по отношению к детям, даже желание иметь определенное количество детей, формируются под действием той модели, которая принята в данной культуре и воспринята конкретным индивидуумом.
Процесс становления родительского отношения связан с двумя основными периодами – до рождения собственного ребенка и после его рождения. Первоначально основными механизмами формирования родительского отношения являются интериоризации моделей родительского поведения, закрепленных в культуре, и идентификация с родителем того же пола. При этом период ожидания ребенка является переломным в формировании родительского отношения. Будущие родители сначала бессознательно повторяют роли своих родителей, пока не смогут вести себя по отношению к своему ребенку как самостоятельные отец и мать. В дальнейшем основным механизмом формирования родительского отношения является сопоставление образа идеального родителя (Я-идеальное) с представлениями о себе как о родителе (Я-реальное), результаты сравнения могут оказывать влияние на все компоненты родительского отношения.
Респонденты отмечали, что главные изменения, произошедшие в их жизни с рождением ребенка – это «появление настоящей семьи», «наш брак превратился в семью» и т. д. Для мужчин, как мы и предполагали, значимо более важным, чем для женщин (23,3% и 0%, соответственно) являются мотивы самоизменения – желание продолжить свой род, реализоваться в ребенке. Пытаясь определить ценность ребенка в данный момент, отцы чаще говорят, что ребенок – их частица, продолжение, просто «мой ребенок». Таким образом, мотив, связанный с отношениями с партнером, является наиболее значимыми как для мужчин, так и для женщин, при этом для женщин этот мотив - безусловный лидер, а для мужчин также очень значимыми являются мотивы из группы, которую мы условно назвали «мотивы самоизменения».
Интересно, что модели материнства и отцовства отличаются скорее функционально, нежели по личностным характеристикам. Оказалось, что мать должна давать ребенку любовь, заботу, ласку и понимание, а отец – защиту, чувство безопасности образование и материальное обеспечение. Причем, так считают и мужчины, и женщины. Функции отца и матери разнятся, выступают как взаимодополняющие друг друга, их личностные характеристики во многом схожи.
Таким образом, воспитательная среда оказывает влияние на формирование психологической готовности юношей к отцовству.
В полной семье, где представлены обе родительские модели (материнская и отцовская) поведения, юноши имеют более реалистичный образ будущего отцовства, воспитание детей представляют как развитие активности, индивидуальности, поощрении самостоятельности и инициативы ребенка.
Юноши из неполных семей в целом характеризуются более низким уровнем психологической готовности к отцовству. Образ будущего отцовства имеет альтруистическую направленность, а также сочетает в себе противоречивые характеристики. В воспитании детей склонны к чрезмерной концентрации на ребенке, излишней эмоциональной близости.
Свет – Озарение
К шестой группе относятся символы света и озарения. Подобно тому как обычное пробуждение связано с выходом из ночной тьмы к свету солнца, пробуждение надличной сознательности связано с переходом, для обозначения которого используются слова "озарение", "просветление" и т.д. Первая стадия озарения, сопутствующая первом ...
Современное представление об успешности
В современном постиндустриальном обществе успешность не есть что-то данное от природы, а то, что можно в себе воспитать. Каждый человек может быть успешным при определенных условиях, как то наличие цели, правильное определение своего призвания, адекватная самооценка, образованность, гибкая психика, умение общаться с людьми, готовность п ...
Исследование роли треннинга общения в стабилизации эмоциональной сферы
личности офицера. Организация и методы исследования
Проводилось исследование особенностей влияния тренинга общения на эмоциональную сферу личности офицера с целью изучения возможности применения тренинга общения как формы оказания психологической помощи.
В процессе проведения исследования была сформулирована гипотеза: необходимо оказывать психологическую помощь военнослужащим для стабил ...