Отношение к детямСтраница 1
С точки зрения Э.Фромма отцовская любовь по сравнению с материнской — любовь "требовательная", условная, которую ребенок должен заслужить. Отцовская любовь, в отличие от материнской, не является врожденной, а формируется на протяжении первых лет жизни ребенка. Ребенку надо очень постараться, ведь он должен соответствовать каким-либо идеальным социальным требованиям, отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений, успешности, которые может быть не были реализованы самим отцом. И тогда ребенок может заслужить отцовскую любовь. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. В своем ребенке отец видит возможность продолжения рода, поскольку в соответствии с традиционными нормами мужчина должен воспитать наследника как продолжателя рода, хранителя традиций и родовой памяти. Таким образом, отец выполняет функцию социального контроля и является носителем требований, дисциплины и санкций.
Согласно представлениям А.Адлера роль отца в воспитании заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать развивает эмоциональную сферу потребностей ребенка, дает ему возможность ощутить любовь, то отец проторяет ребенку путь к человеческому обществу. Отец открывает для ребенка внешний мир, формирует социально полезные цели и идеалы, участвует в профориентации.
Как отмечает А. Греймс: "Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности".
Традиционная роль отца выглядит отстраненной от участия в повседневной жизни ребенка. Такая отстраненность часто становится источником непонимания, недоверия, конфликтов в последующие годы вплоть до отрочества и юности. Эмоциональные и личностные контакты с малышом должны быть налажены с раннего детства. Тогда, впоследствии, не будет трудностей во взаимопонимании между отцами и детьми, а у ребенка сформируется чувство доверия и привязанности к отцу.
Проблема установления контактов младенца с отцом, начиная с первых дней жизни, хорошо изучена зарубежными психологами. Отцы, которые присутствовали в момент родов, говорят, что они практически сразу привязывались к ребенку, переживали эмоциональный подъем, гордость, росли в собственных глазах. Присутствие на родах, совместные переживания укрепляют также привязанность мужа к жене, чувство общности между мужем и женой, которая нередко ослабевает, когда центром интересов матери становится новорожденный.
По результатам психологических исследований младенцы, чьи отцы ухаживали за ними, начиная с первых дней жизни, показывают более высокий уровень умственного и физического развития, вырастают более эмоционально отзывчивыми. А у родителей отмечается согласованность в целях и методах воспитания, а также единство мнения в принятии решений по вопросам воспитания ребенка.
Психологами было отмечено, что отношение отцов к младенцам отличается от материнского. Отцы стремятся принять активное участие в заботе о ребенке. Они играют с ребенком, тогда как матери обычно пеленают, купают и кормят его. Ухаживания отца за ребенком проходят обычно в игровой манере. При этом отцы играют с детьми иначе, чем матери. Отцы культивируют энергичные игры, которые направлены на физическое развитие ребенка. Они любят подбрасывать малышей, двигают их руками и ногами, играют в игру "по кочкам, по кочкам", качают на ноге, кружат, катают на спине. Матерям свойственна большая осторожность и нежность в общении с малышом. Мамы нежно разговаривают с ним, поглаживают, бережно носят на руках.
Внушаемость
Толпа чаще всего находится в состоянии выжидательного внимания, что делает её подверженной внушению. С помощью психического «заражения» внушение передается всем индивидам. Поскольку толпа лишена критического мышления, она чрезвычайно легковерна. Толпа не различает объективное и субъективное. Нередко возникают коллективные галлюцинации, ...
Рефлексия
Рефлексия в проблеме понимания друг друга - это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, коррекции их понимания особенностей ...
Тезаурус
· Ризома (фр. rhizome «корневище») — одно из ключевых понятий философии постструктурализма и постмодернизма, введенное Ж. Делёзом и Ф. Гваттари в одноименной книге 1976 года и призванное служить основанием и формой реализации «номадологического проекта» этих авторов. Ризома должна противостоять неизменным линейным структурам (как бытия, ...