Практическое исследование проявления агрессии. Методы исследования
агрессивного поведенияСтраница 4
Лабораторные наблюдения
Наиболее общий способ наблюдения агрессии состоит в наблюдении за поведением контролируемых лабораторных условиях. У этого метода немало важных достоинств.
Большинство методов исследования агрессии относятся к одной из 4 категорий:
1) «Игровые» методы;
2) Вербальные нападения на других;
3) «безопасное» не приносящее вреда нападение на живого человека;
4) «якобы причиняющее вред» нападение.
«Игровые» меры агрессии.
Типичная процедура состоит из следующих этапов:
1) участников каким-либо образом подстрекают к агрессии – зачастую демонстрируя или агрессивные действия на примере;
2) затем им предоставляют возможность пинать, щипать или еще каким-то образом нападать на неживые мишени;
3) агрессия оценивается по частоте совершения подобных действий против «жертв». Подобные процедуры чаще всего применяются для изучения того, каким образом люди усваивают агрессивное поведение.
Подобные процедуры стали объектом критики со стороны некоторых ученых, которые утверждали, что поскольку действия испытуемых не приносят вреда ни одному живому существу, их нельзя считать проявлениями агрессивного поведения, а лучше интерпретировать как форма игры.
По мнению Бандуры, дети, усвоившие новые способы нападения на других и причинения им вреда, могут с такой же готовностью продемонстрировать подобное поведение как на кукле, так и на любом человеке. Измерение вербальной агрессии: когда слово (или оценки) ранят. В подобных экспериментах испытуемых предварительно фрустрировали или подстрекали в какой-либо форме, а затем или представляли возможность посчитаться со своими обидчиком посредством вербальных комментариев,
письменных отзывов или более формальных оценок. Какие ответы следует считать агрессивными приходится определять исследователю. Например, отзывы, в которых употреблялись слова идиот, ненормальный, чудило, придурок, псих или в которых предлагали этих людей расстрелять, засадить, оцениваются как крайне агрессивные. Наиболее часто в методе изучение вербальной агрессии используют процедуру, когда испытуемых сначала фрустрируют или иными способами подстрекают к агрессии, а затем просят дополнить опросник, в котором они оценивают подстрекателя.
Прямая физическая агрессия: вред без ущерба
Один из наиболее часто используемых методов лабораторного изучения агрессии предусматривает прямое физическое нападение на живую жертву. Методика основана на обмане, посредством которого участников экспериментов заставляют поверить, что они тем или иным способом могут причинить другому человеку физический вред, хотя в действительности они этого сделать не могут.
Например, использование против объекта агрессии игрушечного пистолета, шариков, игрушечных кирпичей.
В такой процедуре удается изучить намерение причинить вред, избегая при этом физических увечий.
Семейная психокоррекция депрессивных состояний
Задача семейной психокоррекции - ознакомить членов семьи подростка с его проблемой и показать им, как они могут помочь. Семья служит мощным источником сил для подростка с депрессивным расстройством. Разногласия членов семьи, сложности в родственных отношениях или в общении приводят к появлению определенного типа пациентов, у которых сем ...
Исследование психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного
учреждения.
Для изучения психофизиологической адаптации детей к условиям детского сада можно использовать методику «Лист адаптации» (журнал «Обруч» № 3, 2000 г). Методика основана на методе экспертных оценок, в качестве экспертов могут выступать воспитатели. Критериями адаптации служили: эмоциональное состояние, социальные контакты, сон, аппетит
Э ...
Восприятие и понимание сюжета картин детьми с нарушениями слуха
Особенности восприятия и понимание сюжета картин у детей с нарушениями слуха дошкольного и младшего школьного возраста.
Н. В. Яшкова исследовала восприятие и понимание сюжета картин у детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста. Для сравнения опыты так же проводились с нормально слышащими детьми. Предполагалось описать четыре ...