Психологическое исследование мотивации пользователей интернета
Применение компьютерных сетей ведет к структурным и функциональным изменениям в психологической структуре деятельности человека. Эти изменения затрагивают познавательную, коммуникативную и личностную сферы, трансформируют операциональное (исполнительское) звено деятельности, процессы целеполагания, потребностно-мотивационную регуляцию деятельности. Одним из важных аспектов психологического исследования нового вида деятельности является изучение ее мотивационной регуляции.
В ходе идущих с 1992 г. психологических исследований осуществлен анализ мотивации русскоязычных пользователей Интернета. В качестве основных исследовательских вопросов были рассмотрены следующие:
Ø Какие мотивы побуждают деятельность пользователей Интернета?
Ø Каковы реальные формы реализации мотивов в деятельности пользователя Интернета?
Ø Как изменяется мотивация пользователей по мере развития Интернета в нашей стране?
Опросы проводились путем рассылки опросников посредством компьютерных сетей, Участие в опросах было добровольным. В 1992 г. было получено 170 ответов, в 1993 г. - 305 ответов, в 1994 г. - 489, в 1995 г. - 435 , в 1996 г, - 680, в 1997 г. - 590, в 1998 - 950 ответов на опросник.
В результате исследования показано, что в основе деятельности пользователей Интернета лежат следующие виды мотивов:
Ø деловая мотивация
Ø познавательная мотивация
Ø мотивация сотрудничества
Ø мотивация самореализации
Ø рекреационная и игровая мотивация
Ø аффилиативная мотивация
Ø мотивация самоутверждения
Ø коммуникативная мотивация
Выделенные типы мотивов репрезентируют основные описанные в психологии виды мотивационной направленности личности: продуктивную, социально-коммуникативную, познавательную, развивающую. Эти виды мотивации проявляются в различных видах направленности деятельности пользователя Интернета: познание, сотрудничество, помощь другим пользователям, интеллектуальная и творческая самореализация, поиск единомышленников, стремление найти свой круг общения, социальное самовыражение и так далее.
В исследовании выделены основные сферы проявления мотивационной регуляции в деятельности пользователя Интернета. Это содержательная направленность интересов пользователей, реализуемая в форме обращения к различным типам информационных источников; оценка психологических последствий работы в Интернете; оценка пользователями значимости Интернета и характера его воздействия на собственную личность и деятельность; осознанное представление пользователей о собственных мотивах. Выделение сфер мотивационного воздействия позволяет совершенствовать методику исследования мотивации путем обращения к наиболее значимым аспектам мотивационного воздействия на деятельность пользователя.
Полученные результаты говорят о полимотивации деятельности пользователей Интернета. Этот факт подтверждает правомерность понимания Интернета как новой, специфической и мотивационно богатой сферы деятельности человека. Интернет в своем развитии прошел путь от профессиональной среды общения программистов к среде свободного общения, познания и игры (развлечения), реализующей более широкие по сравнению с профессиональными личностные интересы. Эти данные говорят об уменьшении веса мотивов делового и профессионального характера в деятельности пользователей Интернета. Напротив, мотивы коммуникативного, корпоративного и креативного содержания, мотивы личностного общения приобретают все большую представленность в системе мотивационной регуляции.
Эмпирическое исследование психологических особенностей лиц, страдающих
игроманией. Выбор и обоснование объекта и методов исследования
В исследовании приняли участие 18 человек в возрасте от 17 до 27 лет, подверженные зависимости от азартных игр. Среди них 17 мужчин и одна женщина. Выбор испытуемых обоснован тем, что все они проводят достаточно большое количество времени у игровых автоматов.
В ходе исследования были использованы методики, направленные на всестороннее ...
Качества личности, влияющие на процессы общения. Психологический облик человека
Процессы общения невозможны без участия человека, так как именно человек является главным и основным субъектом общения. И этот фактор существеннейшим образом определяет форму и содержание общения. Как сделала человека природа, и что сделал он сам с этой природой - все это, можно сказать, и определяет "человеческие" измерения о ...
Роль « Я»- концепции в успеваемости школьников и становлении коллектива
Роберт Бернс в своих исследованиях указывает на тот факт, что если ребенок вырос в атмосфере тепла и любви, ожидания увлекают его вперед, к успеху, если же до сих пор в реакциях значимых других он видел только упреки и отталкивание, то эти ожидания будут способствовать формированию у него ущербной «Я»- концепции, не давая ему возможнос ...