Деятельность сотрудников правоохранительных органов как источник экстремального опыта и особенностей профессионального здоровья личности
Страница 1

Психологическая информация » Особенности профессионального здоровья сотрудников отдела внутренних дел » Деятельность сотрудников правоохранительных органов как источник экстремального опыта и особенностей профессионального здоровья личности

В статье 4 Закона РФ «О милиции» отмечается, что милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ «О милиции», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, международными договорами РФ, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, изданными в пределах их полномочий [16, 2009, с.4].

В статье 1 Закона РФ «О милиции» от 31 марта 1999 года говорится, что «милиция в Российской Федерации – это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения» [16, 2009, с.4].

В статье 2 Закона РФ «О милиции» от 31 марта 1999 года отмечается, что задачами милиции являются [16, 2009, с.4]:

· обеспечение безопасности личности;

· предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

· выявление и раскрытие преступлений;

· охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

· защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

· оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.

Столяренко А.М. выделил в деятельности сотрудников несколько характеристик [39, 1998, с. 110-112]:

1. деятельность является разновидностью государства;

2. деятельность строится на принципах законности, гуманизма, уважения прав человека и гласности;

3. деятельность проходит в условиях конспирации и необходимости сохранения ее сотрудниками служебной тайны;

4. деятельность характеризуется экстремальностью, связанной с наличием различных стресс-факторов (повышенная ответственность, опасность для здоровья) и психическими перегрузками в работе.

Следует сказать, что деятельность сотрудников правоохранительных органов предусматривает дисциплину, внутренний распорядок, обязанности и права личного состава [2, 2003, с. 116]. Согласно Дисциплинарному уставу вооруженных сил РФ, дисциплина в органах внутренних дел – это строгое и точное соблюдение личным составом порядка и прав, установленных законодательством Российской Федерации, уставами, а также приказами и инструкциями Министерства внутренних дел РФ и министров внутренних дел республик [15, 2006, с. 15].

Дисциплина в органах внутренних дел основывается на высокой сознательности, убежденности и глубоком понимании своих задач каждым лицом личного состава, а также своего служебного долга и личной ответственности за порученное дело [3, 2003, с. 98].

Твердая дисциплина в ОВД достигается [15, 2006, с. 20-25]:

1) воспитанием у лиц личного состава высоких моральных и деловых качеств и сознательного отношения к выполнению служебного долга;

2) поддержанием неукоснительного соблюдения законности и порядка;

3) повседневной требовательностью начальников к подчиненным, постоянной заботой о них, уважением их личного достоинства, умелым сочетанием и правильным применением мер убеждения и принуждения.

Лица личного состава органов внутренних дел обязаны [31, 2004, с. 19].:

1. Беззаветно служить своей Родине, не щадить сил и самой жизни при исполнении служебного долга.

2. Строго соблюдать и выполнять законность, требования Присяги, уставов и быть примером дисциплинированности, честности, правдивости, исполнительности, трудолюбия и высокой культуры.

3. Соблюдать мораль.

4. Проявлять высокую политическую бдительность, строго хранить государственную и служебную тайну.

5. Оказывать уважение начальникам, старшим по званию, содействовать им в поддержании порядка, дисциплины, строго соблюдать форму одежды, правила вежливости и отдания воинского приветствия.

6. Постоянно повышать свои профессиональные знания.

7. В совершенстве знать и беречь все вооружение и специальную технику, всемерно оберегать народное имущество.

Анализ существующих подходов к профессиографическому описанию личности сотрудников правоохранительных органов позволяет определить следующее.

Большинство авторов (Бовин Б.Г., Мягких Н.И., Сафронов А.Д.) выделяют следующие виды деятельности сотрудников ОВД [32, 1997, с. 249-256]:

· Оперативно-розыскная деятельность. Эта деятельность является ведущей для широкого круга работников милиции, в том числе для сотрудников уголовного розыска, подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и организованной преступностью, оперативно-поисковых подразделений, отделов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и некоторых других служб.

Психологические качества и умения, которыми должен обладать сотрудник: способность решать профессиональные задачи в ситуациях, сопровождающихся высокой степенью личного риска и опасности для жизни; готовность к ситуациям силового единоборства с преступниками; повышенная ответственность за свои действия («отсутствие права на ошибку»); способность к ролевому перевоплощению, умение выдавать себя за других людей, искусно разыгрывать роли различных социальных и профессиональных типов; речевая находчивость, умение быстро и достоверно объяснить критическую ситуацию другому, скрывая при этом истинные намерения [12, 1997, с. 56].

Страницы: 1 2 3 4 5

Контроль над различными элементами личности
После того, как мы выявим все эти элементы, мы должны овладеть ими и обрести над ними контроль. Наиболее эффективным методом для достижения этой цели служит метод растождествления. Он основан на фундаментальном психологическом принципе, который может быть сформулирован следующим образом: Над нами властвует все то, с чем мы себя отождес ...

Развитие личности ребенка раннего возраста
Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда потребностей ребенка. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а так ...

Схема индивидуальной беседы с учащимися
1. Профессиональные намерения учащегося 1.1 Что собирается делать после окончания 9-го класса: А) учиться в 10-м классе, ПТУ, техникуме (записать полное название учебного заведения); Б) работать (записать полное название предприятия, цеха, отдела, специальности). 1.2 Что знает о содержании избираемой профессии, об условиях учебы, р ...