Профессиональное здоровье сотрудников ОВД. Методики исследования
Страница 1

Психологическая информация » Особенности профессионального здоровья сотрудников отдела внутренних дел » Профессиональное здоровье сотрудников ОВД. Методики исследования

Данное исследование проводилось в отделе внутренних дел по Хвастовичскому району Калужской области с февраля по апрель 2009 года. В исследовании приняли участие 40 сотрудников органов внутренних дел.

Для исследования психологических особенностей профессионального здоровья сотрудников ОВД с различным опытом участия в экстремальных ситуациях мы использовали следующие методики:

Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева является адаптированной версией теста «Цель в жизни» Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла. Адаптация теста осмысленности жизни на русском языке была впервые выполнена К. Муздыбаевым. Другая русскоязычная версия теста осмысленности жизни была разработана и адаптирована в 1986-88 гг. Д.А. Леонтьевым.

Опросник содержит 20 пар противоположных утверждений. Испытуемым предлагалась инструкция следующего содержания: «Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача – выбрать одно из двух утверждений, которой, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3, в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаковы верны)».

Результаты теста смысложизненных ориентаций позволяют выявить общий показатель осмысленности жизни, а также пять субшкал, отражающих три конкретных смысложизненных ориентаций и два аспекта локуса контроля.

Данная методика позволяет оценить особенности когнитивной составляющей профессионального здоровья.

Методика Цукермана. «Склонность к поиску ощущений» выявляет показатели по 4-м шкалам: поиск острых ощущений; непереносимость однообразия; поиск новых впечатлений; неадаптивное стремление к трудностям.

Опросник содержит 40 вопросов, на которые предлагается ответить обследуемым. Предлагалась инструкция следующего содержания: «Перед Вами утверждения, которые касаются разного рода увлечений, интересов, взглядов. Ваша задача – выбрать подходящий для Вас вариант ответа. А – «да, верно», Б – «затрудняюсь ответить», В – «неверно» и отметить свой выбор на бланке протокола крестиком в соответствующем квадрате. Отвечая, помните:

o вопросы слишком краткие, чтобы в них содержались все необходимые подробности. Если Вам кажется, что точно ответить невозможно, отвечайте приблизительно. Не тратьте много времени на размышление, давайте первый ответ, который приходит в голову. Старайтесь отвечать на несколько вопросов в минуту, и тогда можно будет окончить работу примерно за 10 минут;

o старайтесь избегать промежуточных, неопределенных ответов, кроме тех случаев, когда по-другому ответить действительно невозможно; не более одного неопределенного ответа на 5-6 вопросов;

o если Вам кажется, что вопрос не имеет к Вам отношения, постарайтесь вообразить, что он к Вам относится, ответ все равно нужно дать;

o помните, сто здесь нет «хороших» и «плохих» ответов, но старайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление» свободно выражайте свое мнение.

Данная методика позволяет оценить особенности эмоциональной составляющей профессионального здоровья.

Опросник SACS – «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (С. Хобфолл). В результате своих многочисленных исследований Хобфолл выделил два варианта копинг-тенденций. Первая тенденция включает в себя «здоровую», успешную стратегию совладающего поведения, а вторая – стратегию неуспешную или непродуктивную. В рамках данного подхода предложена многоосевая модель преодолевающего поведения и опросник SACS, построенный на ее основе.

Данный опросник содержит 54 утверждения, требующих ответов по пяти бальной шкале. Испытуемым предлагалась инструкция следующего содержания: «Вам предлагаются 54 утверждения относительно поведения в напряженных (стрессовых) ситуациях. Оцените, пожалуйста, как Вы обычно поступаете в данных случаях.

Для этого на данном листе поставьте цифру от 1 до 5, которая наиболее соответствует Вашим действиям. Если утверждение полностью описывает Ваши действия или переживания, то рядом с номером вопроса поставьте 5 (ответ – да, совершенно верно). Если утверждение совсем не подходит к Вам, тогда поставьте 1 (ответ – нет, совсем не так)».

Опросник позволяет выявить девять моделей поведения, такие как ассертивные действия, вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки, осторожные действия, импульсивные действия, избегание, манипулятивные действия, асоциальные действия, агрессивные действия.

Данная методика позволяет оценить особенности поведенческой составляющей профессионального здоровья.

Методика «ПРОГНОЗ» направлена на выявление уровня нервно-психической устойчивости и риска дезадаптации в стрессе.

Методика содержит 84 вопроса, на которые предлагается ответить обследуемым. Предлагалась инструкция следующего содержания: «Внимательно прочитайте приведенные ниже утверждения и отметьте на бланке ответ «да» или «нет»».

Страницы: 1 2

Формирование мышления у слабовидящих и слепых дошкольников
Отмечаются трудности установления смысловых связей между объектами, изображенными на картинке, затруднения при классификации предметов. У детей дошкольного возраста операции анализа, сравнения, обобщения сформированы в разной степени, свидетельствующей в большинстве случаев об отставании в развитии мышления. Для слепых и слабовидящих ...

Фактор С “Эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость”
При низких оценках выражены низкая толерантность по отношению к фрустрации, подверженность чувствам, переменчивость интересов, склонность к лабильности настроения, раздражительность, утомляемость, невротические симптомы, ипохондрия. При высоких оценках человек выдержанный, работоспособный, эмоционально зрелый, реалистически настроенный ...

Приложения
Приложение 1 Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева. 1. Обычно мне очень скучно. 3 2 1 0 1 2 3 Обычно я полон энергии. 2. Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей. 3 2 1 0 1 2 3 Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной. 3. В жизни я не имею определенных целей и намерений. 3 2 1 0 ...