Практическое изучение феномена доверия.

Психологическая информация » Доверие к себе и к миру » Практическое изучение феномена доверия.

Исследование доверия к себе и к миру было проведено на старших подростках, учениках 10 классов общеобразовательной школы №200. Выборка составила 40 человек.

Доверие чрезвычайно сложно измерить эмпирически так как оно проявляется в поступках человека, и каждый раз его проявление имеет разную меру.

Мы не имели специального инструментария для изучения феномена доверия, поэтому провели косвенное исследование. Мы лишь приблизительно заглянули во внутренний мир личности, а также в ее взаимоотношения с окружающим людьми.

Теоретические предположения о связи феномена доверия к себе с самосознанием личности с, ее «Я-концепцией» позволили использовать методику исследования самоотношения. С.Р. Пантелеев пишет о том, что самоотношение есть самостоятельный объект в процессе самосознания, которое является стабильной характеристикой субъекта и включает такие аспекты как самооценка, самоуважение, самопринятие и другие. Убеждения личности относительно себя самой, их эмоциональная оценка являются теми «фильтрами», которые ограничивают свободу человека, его представления о своих возможностях, и именно от них зависит мера доверия к себе (то есть человек определяет сколько себе разрешить). Мы можем предполагать связь данных феноменов (доверия и самосознания), но каждое из них обладает самостоятельным статусом.

Если принять во внимание, что основная функция доверия связывать человека и мир в единую систему (делать отношения с собой и с миром гармоничными),мы решили выявить у подростка наличие дисгармонии во взаимоотношениях с собой и с миром, что можно было бы объяснить как недостаточную меру доверия к себе и к миру. Для этой цели мы выбрали проективную методику «Незаконченные предложения» Сакса и Леви. Отметим, что для исследования мы отобрали предложения, которые характеризуют взаимоотношения с отцом, матерью, друзьями (предполагаем, что это значимые другие для испытуемого) и с самим собой. Возможно, это отразилось на исследовании, но провести полную методику в условиях школы было невозможно. Вместо шестидесяти предложений наше исследование состояло из четырнадцати.

Для того чтобы определить, кто является для подростка значимым другим, провели методику внешнегрупповая референтометрия. Согласно теории Э.Эриксона на становление идентичности значимое влияние оказывает доверие значимых людей, ведь они как бы подтверждают, что подросток становится тем, кем ему необходимо стать.

Мы также попросили испытуемых определить уровень своего доверия к выбранным людям по шкале из пяти баллов. Согласно взглядам представителей гуманистического направления психически здоровая личность обладает умением доверять хотя бы одному близкому человеку.

Социально-философский анализ роли семьи.
Формирование духовно-нравственных основ личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно-развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются ...

Психологический аспект аборта
Аборты могут быть вызваны многими причинами, однако, и психологические факторы играют роль в возникновении как одиночных, так и привычных абортов. Существует мнение, что 12% спонтанных абортов имеют именно такой генез (И. Харди, 1988). Причиной аборта могут служить эмоциональные потрясения (испуг, длительные переживания, конфликты). Аб ...

Особенности компьютерной психодиагностики. История вопроса
Технические средства стимуляции, регистрации и обработки психодиагностической информации всегда имели большое значение для повышения эффективности разработки и использования экспериментальных психодиагностических методик. В докомпьютерную эпоху, а иногда по разным причинам и в настоящее время, такими средствами были и остаются «карандаш ...