Практическое изучение феномена доверия.

Психологическая информация » Доверие к себе и к миру » Практическое изучение феномена доверия.

Исследование доверия к себе и к миру было проведено на старших подростках, учениках 10 классов общеобразовательной школы №200. Выборка составила 40 человек.

Доверие чрезвычайно сложно измерить эмпирически так как оно проявляется в поступках человека, и каждый раз его проявление имеет разную меру.

Мы не имели специального инструментария для изучения феномена доверия, поэтому провели косвенное исследование. Мы лишь приблизительно заглянули во внутренний мир личности, а также в ее взаимоотношения с окружающим людьми.

Теоретические предположения о связи феномена доверия к себе с самосознанием личности с, ее «Я-концепцией» позволили использовать методику исследования самоотношения. С.Р. Пантелеев пишет о том, что самоотношение есть самостоятельный объект в процессе самосознания, которое является стабильной характеристикой субъекта и включает такие аспекты как самооценка, самоуважение, самопринятие и другие. Убеждения личности относительно себя самой, их эмоциональная оценка являются теми «фильтрами», которые ограничивают свободу человека, его представления о своих возможностях, и именно от них зависит мера доверия к себе (то есть человек определяет сколько себе разрешить). Мы можем предполагать связь данных феноменов (доверия и самосознания), но каждое из них обладает самостоятельным статусом.

Если принять во внимание, что основная функция доверия связывать человека и мир в единую систему (делать отношения с собой и с миром гармоничными),мы решили выявить у подростка наличие дисгармонии во взаимоотношениях с собой и с миром, что можно было бы объяснить как недостаточную меру доверия к себе и к миру. Для этой цели мы выбрали проективную методику «Незаконченные предложения» Сакса и Леви. Отметим, что для исследования мы отобрали предложения, которые характеризуют взаимоотношения с отцом, матерью, друзьями (предполагаем, что это значимые другие для испытуемого) и с самим собой. Возможно, это отразилось на исследовании, но провести полную методику в условиях школы было невозможно. Вместо шестидесяти предложений наше исследование состояло из четырнадцати.

Для того чтобы определить, кто является для подростка значимым другим, провели методику внешнегрупповая референтометрия. Согласно теории Э.Эриксона на становление идентичности значимое влияние оказывает доверие значимых людей, ведь они как бы подтверждают, что подросток становится тем, кем ему необходимо стать.

Мы также попросили испытуемых определить уровень своего доверия к выбранным людям по шкале из пяти баллов. Согласно взглядам представителей гуманистического направления психически здоровая личность обладает умением доверять хотя бы одному близкому человеку.

Особенности межличностных отношении подростков
Межличностные отношения детей на протяжении всего периода их пребывания в школе развиваются и совершенствуются. С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребёнка учебной деятельностью. ...

Конструктивная деятельность детей с нарушением зрения. Общая характеристика конструктивной деятельности детей с нарушениями зрения.
Анализ конструктивной деятельности детей с нарушением зрения показывает. Что наиболее результативным способом его осуществление является выявление и усвоение правила конструирования в процессе обследования образца и создание его модель в умственном плане. Процесс сравнения воспринимаемого с образами представлений является наиболее эффе ...

Процесс переживания личностью кризиса. Природа возникновения кризиса
Каждый из нас на протяжении всей предшествующей жизни неоднократно встречался с понятием "кризис". Оно широко используется в нашей повседневности, когда мы говорим о кризисах перепроизводства, о духовно-нравственном кризисе общества, о кризисе в течении жизни больного, о кризисе, переживаемом отдельным человеком. Дословно &qu ...