Структура, содержание и формы феномена общенияСтраница 1
Т.М. Андреева считает, что изучение общения показывает сложность, разнообразие проявлений и функций этого феномена. Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем стал возможен анализ каждого элемента. Под структурой общения ею вообще понимается совокупность устойчивых связей между множеством элементов, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе. Опираясь на такое определение, структура общения может быть рассмотрена с учетом ее аспектов: динамических (фазы или стадии общения), функциональных, предметно-содержательных и операциональных аспектов [2,С.154].
Рассматривая динамику общения, автор выделяет следующие составляющие (фазы) этого процесса:
1) возникновение потребности в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) и уяснение целей (что конкретно я хочу достичь в результате общения);
2) вход субъекта в коммуникативную ситуацию;
3) ориентировка в ситуации общения и личности собеседника;
4) планирование содержания и средств общения (человек представляет себе, что именно скажет, выбирает конкретные средства, фразы, решает, как себя вести и т.п.);
5) пристройка к субъекту – партнеру по взаимодействию (занятие определенной позиции по отношению к партнеру по общению);
6) фаза взаимоинформирования, взаимодействия, обмена речевыми или контактными действиями;
7) восприятие и оценка ответных реакций собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи;
8) корректировка направления, стиля, методов общения;
9) фаза взаимоотключения и выхода из контакта.
Структура общения может быть рассмотрена с учетом анализа элементов, составляющих ситуацию общения. Общение всегда привязано к определенной ситуации и в этом смысле обязательными ее компонентами являются взаимодействующие между собой субъекты, побуждаемые конкретными потребностями и мотивами, реализующие свои цели в общении посредством применения определенных коммуникативных средств и приемов, репрезентирующих собеседнику то или иное содержание. Кроме того, структуру ситуации общения составляют время, место, среда и контекст общения, а также нормы, регулирующие общение[2,С.160].
Субъект общения – человек, являющийся инициатором общения, а также тот, кому эта инициатива предназначена.
По мнению А.А. Бодалева, общение может быть рассмотрено также и с точки зрения выделения ее внешней (экспрессивной) и внутренней (импрессивной) сторон[4, С.113-126].
Импpессивная (внутренняя) сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт. Главное здесь – потребности и мотивы, реализующиеся в общении: они побуждают, направляют, pегулиpуют общение и придают ему личностный смысл, связываясь с содержанием осознаваемых целей общения.
Основными потребностями общения выступают: потребность в решении предметных задач деятельности, аффилиация (стремление к принятию, страх отвержения), демонстрация “Я”, престиж, стремление к доминированию или подчинению другому, потребность в познании и т.д. Рассмотрим некоторые основные потребности общения.
Так, потребность в безопасности, снятии напряжения, тревоги проявляется в том, что один человек вступает в контакт с другим, которому он симпатизирует, ради снижения страха, тревоги или внутреннего конфликта. Даже совсем незнакомые люди становятся более общительными в ситуации тревожного ожидания.
Аффилиация (от англ. to affiliate - присоединять) – актуализация потребности человека в общении, в эмоциональной эмпатии; стремление к сотрудничеству, общению, дружбе с другими людьми. Это собственно сама потребность в общении как таковая. Она проявляется в стремлении быть в контакте с другими людьми ради самого процесса общения, ради устранения дискомфорта, связанного с одиночеством. Она особенно свойственна людям с высокой тревожностью, беспокойным, впадающим в состояние фрустрации от вынужденного уединения. Такие люди часто идут на поводу у других, им обязательно нужен лидер.
Потребность быть индивидуальностью проявляется в установлении таких взаимоотношений, при которых человек, общаясь, мог бы “прочитать” на лице, услышать в речи и увидеть в поведении другого человека признание своей неповторимости, уникальности, необычности.
Потребность в престиже удовлетворяется в том случае, когда в результате контактов мы получаем признание наших личностных качеств, восхищение нами, положительные оценки окружающих. Не найдя признания, человек бывает огорчен, разочарован, а иногда даже агрессивен. Неудачи в одном заставляют человека искать признания в другом, и большей частью он находит его во взаимодействии и общении с людьми, склонными оценивать его положительно. Однако, если такая потребность в индивиде гипертрофирована, это может привести к потере друзей и полному одиночеству.
Анализ поведения конфликтующих сторон и посредника
Как уже здесь говорилось, усилия по разрешению конфликта могут прилагать не только непосредственно втянутые в него лица, но и своего рода люди со стороны — посредники. А им иногда удается сделать гораздо больше, чем представителям конфронтующих сторон. Почему же так происходит?
Для разрешения конфликтной ситуации наличие посредника чре ...
Инструкция по обработке анкеты
Анкета очень проста в использовании, что делает доступной работу с ней каждому классному руководителю, учителю-предметнику, преподавателю, мастеру производственного обучения. Для заполнения анкеты учащимся требуется всего лишь лист бумаги, на котором они проставляют порядковый номер вопроса и номер выбранного ответа из нескольких предло ...
Основные методы исследования
Основные методы накопления фактов и проверки гипотезы в педагогическом исследовании.
Педагогическая психология, используя все три источника получения данных, имеет свой арсенал научных методов, таких как наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, анализ продуктов деятельности, тестирование социометрия. В зависимости от уровня нау ...