Некоторые особенности функции и сторон процесса общения. Типы и виды общения
Страница 2

Психологическая информация » Проблемы общения в социальной психологии » Некоторые особенности функции и сторон процесса общения. Типы и виды общения

Следует отметить, что использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, “нужных” манипулятору свойств и качеств[16,C.221].

В целом профессию педагога и психолога можно отнести к наиболее подверженным манипулятивной деформации. Например, в процессе обучения всегда присутствует элемент манипуляции (сделать урок интереснее, замотивировать учащихся, привлечь их внимание и т.д.). Это часто приводит к формированию у профессиональных педагогов устойчивой личностной установки на объяснение, научение, доказательство.

Объединив императивную и манипулятивную форму общения, можно охарактеризовать их, как различные виды монологического общения, подчеркивает Г.М. Андреева[2,С.142]. Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его.

Диалогическое общение – равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Такое общение возможно лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений[2,С.145].:

1) наличие психологического настроя на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние (следование принципу “здесь и теперь”);

2) использование безоценочного восприятия личности партнера, априорная установка на доверие к его намерениям;

3) восприятие партнера как равного, имеющего право на собственные мнения и решения;

4) содержание общения должно включать проблемы и нерешенные вопросы (проблематизация содержания общения);

5) следует персонифицировать общение, то есть вести разговор от своего имени (без ссылки на мнения авторитетов), представлять свои истинные чувства и желания.

Диалогическое общение позволяет достичь более глубинного взаимопонимания, самораскрытия личностей партнеров, создает условия для взаимного личностного роста.

Автор выделяет следующие виды общения[2,С.147]:

Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Деловое общение – ситуации, когда целью взаимодействия становится достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности. При деловом общении особенности личности и настроения собеседника учитываются, прежде всего, для достижения главной цели в интересах дела. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

Интимно-личностное общение возможно тогда, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, собеседник поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. При таком общении каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение. Чаще всего такое общение возникает между близкими людьми и в значительной мере является результатом предшествующих взаимоотношений. В отличие от делового, это общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем, интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т. п.

Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Существует также инструментальное общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. В отличие от него, целевое общение само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.

Страницы: 1 2 3

Выявление уровня социальной адаптации подростков к условиям воспитательной колонии
Далее было проведено анкетирование на выявление уровня адаптации подростков к условиям воспитательной колонии. Методика № 3 - Диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда Воспитанникам был предложен личностный опросник (см. Приложение 3), который предназначен для изучения особенностей социально-психологиче ...

Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)
Таблица 1 Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.) Вопросы к матери ребенка Параметры Оценка в баллах Какое из перечисленных настроений преобладает? Бодрое, уравновешенное Раздражительное, неустойчивое Подавленное 3 2 1 Как засыпает ...

Экспериментальные методы изучения толпы и индивидов в ней. Контрольные эксперименты Методы изучения
"Умные должны научиться не принимать таких правил игры, при которых глупые смогут выиграть, как только окажутся в большинстве." В. Швебель К настоящему моменту в мировой науке накоплен уже некоторый опыт, позволяющий вести разработку объективных методов изучения толпы. Набор методов при каждом конкретном случае определяетс ...