Основные методы исследования
Основные методы накопления фактов и проверки гипотезы в педагогическом исследовании.
Педагогическая психология, используя все три источника получения данных, имеет свой арсенал научных методов, таких как наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, анализ продуктов деятельности, тестирование социометрия. В зависимости от уровня научного познания, методы определяются как теоретические или эмпирические. В педагогической психологии используются эмпирические методы.
Биографический метод
– изучение результатов обучения и воспитания человека по сведениям, содержащимися в биографических характеристиках.
Метод фотографии, - кино, - теле и звукозаписи
– изучение хода и результатов педагогической деятельности, отражённых в виде фото и т.д.
Метод обобщения независимых характеристик
– выявление и анализ мнений о результатах обучения и воспитания, полученных от разных людей.
Метод изучение литературных источников
, документов – исследование педагогических явлений и процессов по их описаниям, содержащимся в различных источниках и документах.
Метод наблюдения– с помощью этого метода изучают педагогические явления без вмешательства в их течении.
Метод эксперимент– эксперимент предполагает вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания лучших условий для изучения явлений, встречающихся в процессе обучения.
Анкетирование
– эмпирический социально – психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы. Подготовка анкеты – ответственное, требующее профессионализма дела. При составлении анкеты учитываются:
1)
содержание вопросов;
2) их форма - открытые и закрытые;(
на последние требуется ответ «да» или «нет».
3) Их формулировка
(ясность, без подсказки ответа и т.д.).
4)
Количество и порядок следования вопросов.
В педагогической практике на анкетирование отводится не более 30-40 минут. Порядок следования вопросов определяется методом случайных чисел. Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым, но оно должно отвечать двум требованиям – репрезентативности и однородности выборки. Материал анкетирования подвергается количественной и качественной обработке.
Метод анализ результатов деятельности
. - изучение
педагогических явлений по результатам обучения и воспитания человека.
Формы завершения конфликта
Типология конфликтов неоднозначна, конфликты изменчивы, не похожи друг на друга. В этой ситуации трудно указать на единые формы завершения конфликтов или искать какие-то универсальные способы их разрешения.
Прежде всего, необходимо сказать, что завершение конфликта – более широкое понятие, чем его разрешение. Конфликт может завершиться ...
Возможности и границы взаимопонимания
В представлении о возможностях и границах взаимопонимания можно различать несколько подходов. В одних случаях социологи и психологи исходят из представления о неограниченных возможностях взаимопонимания между людьми, нередко даже отождествляя его с процессом информационного общения.
Так, Т. Шибутани склонен к отождествлению взаимопоним ...
Внешние особенности толпы
Как показали наблюдения и снимки, сделанные с вертолетов, все толпы в начале их образования и в состояние относительного покоя имеют тенденцию приобретать кольцеобразную форму (если этому не мешает рельеф местности). При этом характерном движении одних людей к центру толпы, а других наоборот, к периферии. Этот процесс, (перемешивания дв ...