Собеседование по конспекту: Хомская Е.Д. «Методологические и теоретические проблемы психологии в трудах А. Р. Лурия»
Страница 3

Психологическая информация » Ассоциативная психология » Собеседование по конспекту: Хомская Е.Д. «Методологические и теоретические проблемы психологии в трудах А. Р. Лурия»

Продолжалось изучение нейропсихологии памяти (т.е. мозговой организации различных мнестических функций), начатое под руководством А.Р.Лурия. Оценивалась роль левого и правого полушарий мозга в обеспечении различных форм и параметров мнестической деятельности , Московичюте Л.И. Изучались мозговая организация вербальной памяти (Микадзе Ю.В.), семантическая организация памяти и виды ее нарушений при локальных поражениях мозга (Микадзе Ю.В. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В.). Исследовались нарушения различных модально-специфических форм памяти: звуковой (Гребенникова Н.В., Владимиров А.Д.), цветовой тактильной , пространственной . Анализировалась специфика нарушений мнестических функций в онтогенезе ; изучались особенности нарушений памяти при "чернобыльской болезни" с первичной диэнцефальной симптоматикой ( Хомская Е.Д. и др., ).

Продолжалось экспериментальное изучение мозговой организации интеллектуальных процессов. Анализировались структурные и динамические аспекты интеллектуальной деятельности, их связь с латерализацией очага поражения ; особенности семантических связей при поражении лобных долей мозга, их устойчивость, избирательность ; интеллектуальные нарушения при различных формах афазии ; мозговая организация вербального и невербального интеллекта у больных с поражением корковых и подкорковых мозговых структур. Продолжалось изучение мозговой организации речевых процессов в контексте проблем афазиологии и нейролингвистики. Анализировались грамматические нарушения речи при разных формах афазии, различные формы экспрессивного и импрессивного аграмматизма, оценивалась роль грамматики в понимании речи. Проводилось нейролингвистическое исследование афазий (Ахутина Т.В. и др., см. ). Изучались механизмы порождения речи, проводился лингвистический анализ синтаксиса. Исследовались изменения лексикона при корковой и подкорковой патологии речи мозга при афазии, особенности межполушарного взаимодействия в речевых процессах при билингвизме , особенности личности больного с речевыми нарушениями в контексте проблем межполушарной асимметрии мозга .

Проводилось экспериментальное изучение мозговой организации эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях мозга. Анализировались проявления эмоциональных состояний в когнитивных процессах (памяти, мышления, восприятия), изучались особенности нарушений эмоциональной сферы при локальных поражениях мозга, связанные с латерализацией очага поражения, роль левого и правого полушарий в реализации эмоций разного знака. Уточнялась роль лобных долей в обеспечении эмоционально-личностных явлений ( Привалова Н.Н., Хомская Е.Д). Изучалась скорость восприятия базальных эмоций, отличия в восприятии эмоциональных и нейтральных стимулов . Исследовались особенности личности, проявляющиеся в нарушениях общения , особенности невербальной коммуникации у больных с афазией . Оценивались нарушения эмоционального развития детей с разными формами дизонтогенеза ; Лебединский В.В.

Продолжалось экспериментальное изучение мозговых механизмов произвольной регуляции различных психических функций (двигательных и когнитивных) на материале больных с локальными поражениями мозга. Определялись роль передних и задних отделов мозга в произвольной регуляции саккадических движений глаз , межполушарные различия произвольной регуляции движений рук, связанные с модальностью стимула (Владимиров А.Д., Тимофеева Т.В., ). Оценивались возможности произвольного контроля движений правой и левой рук в норме и у пациентов с "чернобыльской болезнью". Экспериментально доказано существование латеральных различий механизмов произвольного контроля двигательных реакций в норме и их ослабление у таких пациентов . Изучались возможности выполнения серийных произвольных движений у детей с трудностями обучения . С помощью метода сопоставления серийных интеллектуальных операций в оптимальном и максимально быстром темпе изучалась произвольная регуляция интеллектуальной деятельности в норме и у больных с поражениями левого и правого полушарий мозга . Продолжалось изучение психофизиологических механизмов нарушений когнитивных, двигательных и эмоциональных процессов у больных с локальными поражениями мозга. Были сформулированы основные задачи психофизиологии локальных поражений головного мозга, ее место в системе психофизиологических дисциплин . С помощью методов пространственной синхронизации биопотенциалов проведена оценка структуры функциональных состояний мозга при различных типах когнитивных процессов , проанализирована пространственная синхронизация биопотенциалов в норме и у больных с локальными поражениями мозга . Методом вызванных потенциалов показаны корреляты произвольных движений в норме и у больных с локальными поражениями мозга. Таким образом, в экспериментальной нейропсихологии в постлуриевский период расширилась тематика исследований. Наряду с традиционными появились новые темы: экспериментальное (психологическое и психофизиологическое) изучение эмоционально-личностной сферы и изучение нормы с позиций нейропсихологии. Доказанная (на материале изучения взрослых и детей) возможность применения нейропсихологического подхода к типологии индивидуальных различий открыла перед нейропсихологией перспективы как в научном плане, так и в практическом применении нейропсихологических знаний (что особенно важно в современной ситуации). Существенной чертой постлуриевский нейропсихологии в целом, и особенно экспериментальной, была разработка различных тем в контексте межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Эта проблема стала одной из самых актуальных в различных науках о мозге, включая и нейропсихологию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Особенности невербальной коммуникации
Невербальная коммуникация, а именно язык мимики и жестов человека – это индикаторы ее внутреннего душевного состояния, мыслей, эмоций и желаний, ведь практически никто не может сказать что-либо без интонации, мимики, жестов. Именно это отличает невербальную коммуникацию от вербальной. Человек постоянно находится в позе, которую можно оп ...

Активация индивидов в единое целое
Последний этап в формировании толпы составляет активизация индивидов дополнительным стимулированием возбуждения, соответствующего воображаемому объекту. Чаще всего такое стимулирование происходит как результат руководства лидера. Оно пробуждает толпу приступить к конкретным, часто агрессивным действиям. Среди толпы обычно выделяются зач ...

Методы исследования.
В ходе психологического исследования нами были использованы следующие методики. 1. Модифицированный вариант детского личностного опросника Р. Кеттелла (Э.М. Александровская, И.Н.Гильяшева). 2. Методика «Нерешаемая задача» (Н.И. Александрова, Т.И. Шульга, 3). 3. «Методика поправок» (Л.К. Маркова, Т.А. Матис, 27). 4. Методика «Игрушеч ...