Взаимосвязь политики и психологии
Страница 1

Электоральная интеграция » Взаимосвязь политики и психологии

А) Политика как система.

Политика – это система государственных институтов. Это и Президент, и парламент, и армия, и система безопасности, министерства внутренних дел и иностранных дел и многое другое. Зрелая политическая система отличается тем, что каждый из институтов выполняет различные функции и между ними существует «разделение труда». Многие проблемы в осуществлении власти возникают, когда происходит смешение видов, различных ветвей власти. Принцип разделения предполагает, что законодательная, исполнительная и судебная власти действуют независимо друг от друга и с равной степенью ответственности перед обществом. Четвертая власть – СМИ – освещает жизнь общества и служит каналом обратной связи между политиками и народом. Разделение властей противодействует коррупции, смешение представляет питательную среду для ее развития.

Частью политической системы являются политические организации, партии, общественные объединения и движения. Граждане добровольно объединяются в эти политические организации для защиты своих прав и проведения своих интересов (политических) в жизнь. Партий более двухсот. Это малочисленный и, в основном, малоопытный отряд, влияние большинства из них на политику ничтожно мало.

Чаще всего «партия» – это «раскрученный» лидер, которого знают в лицо, и именно он – символ определенной политической группы. В первоначальном смысле политическая партия – союз единомышленников, однако достаточно спросить у сторонников ЛДПР или партии «Яблоко», что лежит в основе их политической платформы, вам не ответят, но Г.Явлинского и, тем более, В.Жириновского знают все. Борьба с партией становится борьбой с лидером, с одним человеком.

Б) Политика как процесс.

Это те изменения, которым подвергаются и политические институты и правила игры в политику, и исполнители различных функций. Политические процессы бывают мирными и насильственными, постепенными и скачкообразными. Политическая система подвержена изменениям. Это порождает много сложностей и для граждан и для самой системы. Она не успевает приспосабливаться к переменам, конкретные участники теряют почву под ногами и запутываются в происходящем, нуждаются в специальных механизмах ориентации в неустойчивом политическом мире. В последние годы политическая наука стала все чаще обращаться к проблемам, которые относительно независимы от системы. Таким как формирование политических взглядов граждан, политиков, культурный и национальный контекст политических процессов, становление новых политических движений, вхождение человека в политику и многое другое. Сегодня все труднее становится самостоятельно разобраться в смысле происходящих процессов, определить, какие события могут стать значимыми для каждого гражданина, а какие окажут влияние лишь на верхушку политической пирамиды. Некоторые политические события (в США – убийство Кеннеди и Кинга, у нас – перестройка, война в Чечне) оказали на политический процесс и сознание целого поколения граждан определяющее воздействие.

В) Политика как система правил игры.

Политика подчиняется писаным и неписаным законам. В первом случае – это нормы права, во втором – традиции, обычаи. Те и другие регулируют политику. Законы пишутся, но не исполняются. Не просто добиться исполнения существующих законов по причине бюрократических рогаток, но эти рогатки основаны тоже на правилах игры (инструкции, нормы, подзаконные акты). Частая смена правил игры приводит к тому, что все большее место занимает правовой нигилизм – неуважение к законам. В периоды расцвета правового нигилизма общество начинает управляться не столько официальными законами, сколько теми правилами, которые устанавливаются группами, обладающими реальной силой (силовые структуры, деньги). Нередко теневые структуры становятся реально более эффективными в осуществлении политических функций, чем те, кто формально считается властью (так, например, мелких уголовников сдерживает не столько милиция, сколько мафия). Иногда на первое место выходит авторитет не уголовного происхождения (например, Б.Ельцин). При слабом или подточенном коррупцией государстве на первое место выходят неписаные правила, например, мафиозного толка. Это губит государство. Но если неписаные правила вообще не имеют никакого значения, то это значит, что государство подавляет все и это уже диктатура. Важен баланс.

Страницы: 1 2

Судебно-психиатрическая экспертиза
Судебно‑психиатрическая экспертиза является основным разделом и приоритетным направлением судебной психиатрии. Исходя из актуальных потребностей правосудия, ее цель – оценить и дать экспертное заключение психическому состоянию подэкспертных (субъектов уголовного или гражданского процесса) во время совершения тех или иных действий, ...

Волевая регуляция деятельности. Формирование волевых качеств личности
Волевые действия реализуются в волевых актах, имеющих определенную структуру и содержание. Волевые акты могут быть простыми и сложными. В простом волевом акте побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествуют учет его последствий, осознание мотивов, принятие решения, намере ...

Требования к поддержанию работоспособности
Работоспособность – это способность к работе в определенном ритме определенное количество времени. Характеристиками работоспособности являются нервно-психическая устойчивость, темп производственной деятельности, утомляемость человека. Предел работоспособности как величина переменная зависит от конкретных условий: – здоровье, – рацион ...