Электоральная география
Страница 1

Электоральная интеграция » Электоральная география

Электоральная география занимается изучением политических предпочтений населения, по своей направленности она является не чем иным, как географией выборов.

С точки зрения одного из специалистов в данной отрасли А.Манакова, политическая ситуация в любом регионе России складывается из двух составляющих. Первая составляющая - политические предпочтения населения. Вторая составляющая - структура и влиятельность региональной элиты, её политическая ориентация и способность контролировать ситуацию в регионе.

Предметом исследования электоральной географии являются региональные различия в политических ориентациях населения. В целях получения политико-географической карты проводится сравнительный анализ результатов голосования в разных территориях. Это позволяет выявить географические соотношения партийно-политических сил.

Существует практическая заинтересованность всех политических сил в объективной информации о влиянии в массах отдельных политических партий, избираемых кандидатов, популярности их избирательных лозунгов и программ.

Среди объективных факторов, оказывающих влияние на исход выборов, выделяются социальные характеристики общества: возрастная структура населения, уровень жизни, уровень безработицы, доля лиц с высшим образованием, региональная политическая культура и другие. Например, в сельских районах, где велика доля лиц пенсионного возраста, преобладают консервативные настроения, а там, где в возрастной структуре населения наблюдается перевес молодёжи и лиц среднего возраста, распространены более радикальные настроения и реформаторские взгляды [4].

В формировании внутрирегиональных различий в электоральном поведении населения участвуют два процесса, которые переплетаются между собой и создают сложный электоральный ландшафт региона. Первый процесс - устойчивое воспроизводство политической культуры населения, закрепляющее за некоторыми территориями определенный политический имидж. Второй процесс - кратковременное территориальное расширение поддержки отдельных партий или политических деятелей, описываемое с помощью теории "диффузии нововведений" (распространения новшеств).

Автором теории "диффузии нововведений" является Т. Хегерстранд. Он подчеркивал, что инновации (нововведения) тесным образом связаны с территорией, которая на них влияет, преобразует и направляет их. В этой связи велико значение географического положения центра инновации. Особую роль приобретают размеры и формы территории, численность и размещение населения страны, региона, где адаптируется нововведение. Большую роль при распространении новшеств играют транспортные коммуникации, административные и государственные границы, другие социально-экономические и даже природные рубежи [4].

Согласно теории "диффузии нововведений", процесс распространения новшеств в регионе происходит волнами. Первая стадия процесса носит название агломерация (формирование центра новации, где зарождаются или проходят первичную апробацию нововведения). Вторая стадия называется диффузия (радиальное распространение нововведения от центра на полупериферию и периферию, в то время как в центре нововведение затухает). Третья стадия - стадия насыщения (инновация "заполняет" всё пространство региона).

Инновация проводит своеобразную дифференцировку пространства, выделяя в нем центры, полупериферию и периферию. Непосредственный механизм распространения нововведений определяется общением между людьми, обменом информацией, идеями и убеждениями. Это обеспечивается транспортом и связью.

Распространение политических нововведений в регионе начинается с центров первого порядка. От факта принятия центрами политических инноваций, зависит их дальнейшее распространение. Из центров первого порядка политические инновации попадают в центры второго порядка. Последующее их распространение происходит уже в сельской местности.

Страницы: 1 2 3

Типы акцентуаций характера подростков по А.Е. Личко
Краткая характеристика типов акцентуаций характера подростков по А.Е. Личко. Несмотря на редкость чистых типов и преобладание смешанных форм, различают следующие основные типы акцентуаций характеров: 1) лабильный резкая смена настроения в зависимости от ситуации;2) циклоидный - склонность к резкой смене настроения в зависимости от внеш ...

Результаты, полученные по методикам «Ценностные ориентации» (М. Рокича) и оценка выбора нравственных ценностей (Матусевич)
Данные, полученные по методике «Ценностные ориентации» показали (Приложение 5, таблицы 3-4), что среди терминальных ценностей наиболее значимыми для испытуемых являются здоровье (физическое и психическое), материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) и наличие хороших и верных друзей. Наименее значимы жизненная м ...

Развитие коммуникативных способностей в игре
Игра – это важная деятельность не только в младшем возрасте, но и в более старшем. Только благодаря учету индивидуальных возрастных особенностей подростка она приобретает несколько другую направленность. В игре происходит не только формирование коммуникативных способностей, но еще и проецирование их на созданные имитационно условия суще ...