Методы специальной психологии
Общее представление о методах исследования в специальной психологии
Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология, начиная с 19 века, выделилась в самостоятельную науку и начала активно развиваться по всем направлениям. До этого момента психологические знания получались путем самонаблюдения, наблюдения за поведением других людей, умозрительных рассуждений.
Однако субъективизм этих методов явились причиной того, что долгое время психология оставалась философствующей наукой.
Намерение сделать ее более точной связано с внедрением лабораторного эксперимента и измерения. Попытки количественно измерения предпринимаются в 30-х годах 19 века. Одной из первых попыток было открытие и формулировка серии законов, связывающих силу человека с выраженными в физических величинах стимулами, воздействующими на организм. Они представляют собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека. Сюда же относится и начальный этап дифференциально – психологических исследований, когда для выявления общих психологических свойств и особенностей, отличающих людей друг от друга стали использоваться методы математической статистики. Впоследствии тенденция использования математических моделей и расчетов получила серьезное распространение в самых разных отраслях психологии (коэффициент интеллекта, метод вычисления коэффициента корреляции), в том числе, и специальной. Без них сейчас не обходиться ни одно серьезное научное психологическое исследование. В частности, при отграничении степеней умственной отсталости (дебильности, имбецильности и идиотии) ведущим понятием является «коэффициента интеллекта», вычисление которого базируется на использовании методов математической статистики.
С конца 80-х годов 19 века в психологии стали создаваться и применяться специальные технические приборы и устройства для проведения лабораторных экспериментальных научных исследований. Сначала это были простые технические устройства, затем – механические, в начале 20 века к ним присоединились электрические приборы, а в наше время используются многие виды современной аппаратуры, радио, видео и электронной, которые позволяют проводить исследования функциональных систем головного мозга, выявлять явления органического недоразвития или повреждения и др., которые являются причиной возникновения какого – либо нарушения психического развития.
Наряду с математизацией и технизацией в психологии не утратили своего значения традиционные методы исследования, среди которых можно выделить следующие методы, которые активно используются в специальной психологии и позволяют собрать так называемые первичные данные, т.е. информацию, подлежащую дальнейшему уточнению и обработке (см. таблицу).
Таким образом, специальная психология имеет глубокую методологическую основу. Но необходимо помнить, что выбор и использование методов специальной психологии зависит не только от индивидуальных особенностей каждого ребенка (особенностей, накладываемых дефектом, особенностей предпочтения того или иного вида деятельности, особенностей налаживания контакта и т.д.), но и подготовленности самого специалиста, работающего с детьми, имеющими нарушения психического развития (способность учета своеобразия психического развития детей различных категорий аномального развития).
Анкета-оценка готовности к профессиональному
самоопределению
1. Выбрали ли Вы свой будущую профессию?
1. Да. 2. Нет
2. Откуда Вам стало известно о данной профессии?
1. От друзей 2. Из средств массовой информации. 3. От родственников. 4. В школе.
3. Ваше отношение к избранной профессии?
1. Совсем не нравится.
2. Не нравится.
3. Скорее не нравится, чем нравится.
4. Затрудняюсь ответить.
5. ...
Специфические черты тренингов
Специфическими чертами тренингов, позволяющими выделять их среди других методов практической психологии, являются:
соблюдение ряда принципов групповой работы;
нацеленность на Психологическую помощь участникам групп, в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от сам ...
Ребенок и природа
Человек, будучи членом общества, есть в то же время дитя внешней природы, песчинка той громадной среды, которая называется вселенной и с которой человек волей-неволей живет душа в душу. Законы мировой жизни вполне тяготеют над человеком и неизменно определяют все его развитие. Поэтому правильное, чуждое искусственности первоначальное во ...