Эксперимент в специальной психологии. Общая характеристика метода эксперимента и его виды

Психологическая информация » Специальная психология » Эксперимент в специальной психологии. Общая характеристика метода эксперимента и его виды

В работе с детьми, имеющими нарушения развития эксперимент часто является одним из самых надежных способов получения информации, особенно в тех случаях, когда наблюдение затруднено, а результаты опроса могут оказаться сомнительными.

Специфика эксперимента заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Кроме этого, эксперимент проводиться в форме игры, которая является ведущей деятельностью и в которой выражаются интересы и потребности ребенка. Однако организовать эксперимент нелегко, поэтому этим методом пользуются реже, чем остальными.

Основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Отличие состоит в условиях организации - приближенных или отдаленных от действительности. Естественный организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор не вмешивается вход разворачиваемых событий; лабораторный предполагает создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство легче изучить. Данные, полученные в естественном эксперименте, соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии ребенка, но не всегда точны из – за отсутствия у экспериментатора возможности контролировать влияние побочных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но уступают в степени естественности – соответствия жизни.

Семья как фактор духовно-нравственного формирования личности подростка
Общеизвестно, что кризисные ситуации в обществе, в силу своей непредсказуемости, сложности происходящих процессов, закладывают основы и формируют «очень долговременные стратегические жизненные установки и ценностные ориентации». Кризисные явления в первую очередь негативно сказываются на молодом поколении, особенно на учащейся молодежи, ...

Этапность адаптации
Независимо от конкретных форм необычных условий существования психическая переадаптация в экстремальных условиях, дезадаптация в них и реадаптация к обычным условиям жизни подчиняются чередованию следующих этапов: 1) подготовительный, 2) стартового психического напряжения, 3) острых психических реакций входа, 4) переадаптации, 5) з ...

Фактор Q1 “Консерватизм – радикализм”
При низких оценках человек характеризуется консервативностью, устойчивостью по отношению к традиционным трудностям, он знает, во что должен верить и, несмотря на несостоятельность каких-то принципов, не ищет новых, с сомнением относится к новым идеям, склонен к морализации и нравоучениям. Он противится переменам и не интересуется аналит ...