Процесс переживания личностью кризиса. Природа
возникновения кризисаСтраница 2
- подход к человеку как к "объекту", который «толкают, тянут или которому придают форму внешние и внутренние силы (наследственность, бедность, жизненные события, гормоны, воспоминания или эмоции)» [21;179]
Вот почему понимание и объяснение кризиса возможно лишь при анализе всей совокупности факторов (по крайней мере, большинства), воздействующих на человека, и отношение к человеку как к активному участнику своей повседневности; к человеку, осуществляющему "активное конструирование повседневной реальности". [21;179]
Давайте рассмотрим слагаемые процесса восприятия человеком окружающей действительности, которые позволят нам увидеть истоки возникновения кризиса:
1. Для того чтобы существовать в окружающем мире, мы должны иметь внутреннюю картину или образ окружающего нас мира.
2. В каждый данный момент нашего существования окружающий нас мир миллионами фрагментов информации бомбардирует наши органы чувств.
3. Процесс придания смысла тому, что происходит вокруг нас, является основополагающим, то есть "огромное количество ключевых признаков должно быть подвергнуто интерпретации и соотнесено с выстраиваемой нами теорией по поводу наблюдаемых социальных контактов, в которых мы так или иначе участвуем". [21;180]
4. Пока внешняя информация тождественна внутренней картине, окружающая действительность воспринимается как нечто само собой разумеющееся, так как она привычна. Почему? Потому что каждый имеет известные планы на будущее ("картину будущего"), которые придают предсказуемость окружающему миру. Реализация и подтверждение этих планов почти всегда зависят либо от окружающих, либо от собственного тела.
5. Когда окружающие или наше тело нарушают предсказуемость событий, возникает то, что, мы называем кризисом.
Исходя из этого, мы можем дать еще одно определение кризиса как феномена, как психологической реальности. Кризис - это "потрясающий основы существования человека вызов его представлениям о себе и своем месте в мире". [3;12]
Почему он возникает? Потому что "внезапно наступает момент, когда имеющаяся у человека картина мира оказывается полностью несостоятельной" [2;181]. Нужно время для того, чтобы осмыслить, усвоить и принять новую информацию. Но из-за внезапности поступления информации, времени для осмысления просто нет. Пространство времени осмысления занято кризисом.
К основным эмпирическим событиям, способным привести к кризису относят:
- смерть или болезнь близкого;
-тяжелое заболевание, в результате ощущается беспомощность и зависимость от значимых других;
- отделение от родителей, семьи, друзей,
- изменение внешности;
- смена социальной обстановки;
- женитьба;
- резкие изменения социального статуса.
Таким образом, основными причинами возникновения кризиса являются следующие:
- значимый "другой" ведет себя не так, как мы ожидаем;
- наше тело повергает нас в состояние болезни или травмы;
- возникают весьма значительные нарушения привычного хода событий (катастрофы, бедствия и др.).
Процесс переживания кризиса усугубляется действием ряда факторов, к которым можно отнести следующие:
1. Когнитивная ригидность, т.е. нежелание человека изменить собственные представления. Каждый должен упреждающим образом реагировать на возможные изменения в окружающем мире, уметь приноровиться к этим изменениям раньше. "Люди, находясь в состоянии кризиса, - замечает
Г. Перри, - нередко, вместо того, чтобы провести ревизию своего понимания мира и себя, цепляются за старые представления, что существенно ограничивает их возможности и будущие действия". [21;183] Важным в этом отношении является поиск альтернативных вариантов действий.
2. Категоричность в восприятии альтернатив. Чем их меньше, тем меньше пространства для маневра.
Особенности устной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР
Характерные черты устной речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Устная речь детей с ЗПР содержит негрубые нарушения как произношения, так и грамматического строя.
Для многих из них характерны:
- недостаточность звукопроизношения свистящих и шипящих звуков (сигматизм), нарушение произношения звука [р] (ротац ...
Особенности воображения
У толпы сильно развита способность к воображению. Толпа очень восприимчива к впечатлениям. Образы, поражающие воображение толпы, всегда бывает простым и ясным. Вызванные в уме толпы кем-либо образы, представление о каком-нибудь событии или случае по своей живости почти равны реальным образам. Не факты сами по себе поражают воображение т ...
Невербальные средства общения. Межличностное пространство.
Взгляд. Язык поз и жестов
Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении?
• около 70% информации человек воспринима ...