Профессионально-личностное развитие социального работникаСтраница 1
Профессионально обусловленные качества являются необходимым условием для эффективной деятельности. Но не менее важны направленность личности, ее мировоззрение, потребности, интересы, культура.
Существенно влияют на личностные и профессиональные качества специалиста пространство социальных отношений в обществе.
Можно выделить в характеристике личности социального работника как субъекта деятельности, следующие концептуальные основы:
· Личность социального работника есть субъект профессиональной деятельности, включенный в конкретные социокультурные условия.
· Личность социального работника – это профессионализированный индивид, осуществляющий свою профессиональную деятельность в системе «человек – человек».
· Личность социального работника есть целостность, но не замкнутая в себе, а находящая выход в профессиональной деятельности. Целостность личности можно представить как единство природного и результатов социализации и персонализации; единство социального, нравственного, психологического, общекультурного, профессионального; нерасторжимость профессионально обусловленных качеств личности с деятельностью.
· Личность социального работника формируется, развивается, самосовершенствуется в профессиональной деятельности, и как активный субъект этой деятельности она изменяет себя и деятельность.
Рассмотреть ступени формирования и развития личности социального работника как профессионала можно на примере представленной модели профессионально- личностного развития (рис 1.)
Личность | ||||||||
Деятельность | ||||||||
Готовность к профессиональной деятельности |
Базовые основания личности |
Готовность к развитию и саморазвитию | ||||||
Нравственно -психологическая готовность |
Содержательно- информационная готовность |
Операционно - деятельностная готовность |
Профессионально- ценностные ориентации |
Профессиональное сознание и самосознание |
Профессионально – обусловленные качества личности |
Самопознание и самопроектирование |
самоуправление |
самокоррекция |
Рис. 1. Модель профессионально- личностного развития социального работника
В непрерывном развитии качеств личности и деятельности, в их взаимодействии и возникает мотивационно- ценностное отношение к профессии, формируется профессионально- ценностная ориентация, которая способствует дальнейшему развитию и саморазвитию.
Именно профессионально- ценностная ориентация является основанием деятельности. Но ее роль значительно шире: она проясняет сам смысл социальной работы, определяет ее характер и желаемый (прогнозируемый) результат. Позитивная ценностная ориентация на другого человека как личностно- профессиональное основание социального работника базируется и развивается в характеристике «Я- концепции», «Я – образа». Решающую роль в развитии человека имеют его представления о себе – «Я – концепция», центральным звеном которой является «самоценность». Осознание себя принятие собственной «самости» - предпосылка к более полному и адекватному восприятию других людей, и наоборот принятие личности другими людьми обычно повышает уровень ее собственной самооценки. Эта концептуальная идея отражает и методологическую позицию качеств социального работника, а также дает основание для подтверждения правильности индивидуально-творческого, акмеологического подходов в профессиональном и личном развитии, саморазвитии специалиста социальной работы.
Приложения
Приложение 1
Результаты проведенного тестирования до треннинговых занятий
Таблица П.1.1.
Сводная таблица результатов тестирования группы офицеров состоящих в треннинговой группе А (по методике САН)
№ п/п
Самочувствие
Активность
Настроение
показатели
низк.
средн.
выс.
низк.
средн.
выс.
низк.
с ...
Методика “Мотивы выбора профессии”
Инструкция:
ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Назовите эту профессию, специальность.
№
п/п
Утверждения
Оценка
Тип мотивации
1
Требует общения с разными людьми
И
2
Нравится родителям
-
3 ...
Подъем – Восхождение
Третья группа символов связана с подъемом, восхождением, – освоением "внутреннего пространства" в верхнем направлении. Существует восходящий ряд внутренних миров, каждый из которых, в свою очередь, имеет более высокие и более низкие уровни. Так, в первом из внутренних миров – мире эмоций – отчетливо различаются уровень слепых ...