Значение семьи в процессе духовно-нравственного воспитания самых маленьких
Рождение человека – одно из самых удивительных явлений природы. Всего за пятьдесят дней человеческий зародыш успевает пройти те основные этапы, на которые природа потратила более полумиллиарда лет. За этот период из одной единственной клетки образуется организм. К моменту рождения в мозгу ребенка насчитывается пятнадцать миллиардов нервных клеток! Нервная клетка, из которой в дальнейшем формируется мозг, – это сложнейший электрохимический агрегат, способный запоминать, анализировать, синтезировать, творить. Процесс внутриутробного развития мозга обладает одной исключительно важной особенно важной особенностью, не имеющий себе равных по значению во все последующие периоды. Формирование структур мозга, его тончайших элементов и связей происходит, с одной стороны, по наследственной генетической программе, а с другой – под непременным и постоянным влиянием тех потоков информации, которые идут из внешней среды по рецепторным каналам, то есть через органы чувств. Что умеют новорожденный? Первое что он может – пользоваться инстинктами, а затем происходит удивительное совершенство мозга новорожденного ребенка. Оно состоит в том, что он необычайно восприимчив к обучению, самостоятельному познанию мира, приобретению собственного опыта. Впоследствии именно эти приобретения будут определять содержание психики ребенка, его интеллект, характер, чувства, его отношения к людям, к труду, к самому себе. С первых дней жизни новорожденный ощущает материнскую любовь и ласку. Характер взаимоотношений матери и ребенка – одна из важнейших педагогических проблем.
Правильное воспитание… Не рано ли говорить о воспитании? Нет, не рано. Ребенок учится смотреть, слушать, различать цвет и форму, звуки и запахи, осязать. Организовав четкий режим сна, бодрствования, кормления – это и есть воспитание новорожденного. Природа дает ребенку, огромную потенциальную жизненную силу, активность, энергию, поэтому физическое воспитание, необходимое с раннего детства, в дальнейшем даст возможность формированию всяких навыков, развитию умственных и нравственных способностей. Способности ребенка обнаруживаются только в его деятельности, в процессе специального обучения.
Увидеть зарождающиеся способности ребенка, тактично и разумно помочь ему в их развитии, создать условия для творчества, а порой настойчивость – вот те навыки, которые нужны для формирования ребенка как личности. Всесторонне развивая способности ребенка, нельзя забывать главное. Способности не самоцель. Заботясь о развитии способностей ребенка, нельзя упускать из виду важнейшую среди них – способность при всех обстоятельствах быть человеком, личностью. Это позволит маленькому человеку стать мастером своего жизненного дела, хозяином своей судьбы и будущего. Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них по себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя. Он может лишить детей необходимого комфорта, дать им образование, может быть горяч, вспыльчив, проявлять тьму недостатков и все же оставить в наследство детям доброе имя, если умел сохранять мужество в минуту жизненных испытаний, работал над собой, честно и добросовестно исполнял свои обязанности, трудился, проявлял доброжелательность к людям.
Стремление наше переделать детей по своему образу и подобию часто вызывает борьбу, причиняющую ненужные огорчения и детям, и родителям, потому что она чаще всего не ведет ни к чему. Натуры не переломишь. Да, в сущности, ломать ее и не надо. Слишком глупо думать, о том, что дало нам удовольствие или даже счастье, способно осчастливить всякого. Счастье – вещь индивидуальная, и оно возможно только при условии, что человек остается самим собой. В индивидуальности же и залог талантливости. То, что ребенку по душе, то он и делает хорошо, любовно воспитывая в себе свои природные силы и склонности.
Новая жизнь создает новые формы, заменяя ими старые, а иногда и просто упраздняя их. Поддерживая у себя в семье старинные обычаи, всегда следует считаться с внутренними побуждениями протестующей молодежи и решать, стоит ли из-за них воевать и во всяком случае не переносить вопроса на нравственную почву там, где ее, может быть, и нет.
Пусть ребенок испытывает разнообразные впечатления, сталкивается с разными характерами, видит, что люди разно мыслят и спорят, разное любят, лишь бы общий тон отношений был дружественным, чуждым соперничества, вражды, обмана, интриг и всего такого, что не входит в обиход «золотого детства».
Характер в структуре личности
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ - концепция личности, обобщающая процессуально-иерархические подструктуры личности с субординацией низших подструктур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера.
В психологии понятие ХАРАКТЕР ( от греч. charakter -”печать”, “чеканка”), означает совокупность устойчивых индивидуальных ос ...
Теоретический анализ проблемы. Понятие страх в психолого-педагогической
литературе.
Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. В современном словаре по психологии под редакцией В.В.Юрчук мы находим, что «страх – аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности – угрозы – боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта» [30, с.3 ...
Процессы анализа и синтеза при зрительном восприятии предметов
Особенности процессов анализа и синтеза в восприятии и практическом действии у детей с нарушением слуха
Как известно, нормально развивающиеся дети дошкольного и младшего школьного возраста чаще обращают внимание на сильно выступающие части предмета, отделяющиеся от других частей формой, свойствами поверхности, чем на части, мало отлича ...