Эргатические функции и их генезисСтраница 3
Трудовые функции, переданные средству труда, существуют уже в преобразованном, "овеществленном" виде. Поэтому возникает необходимость в анализе труда прибегать к более широкому понятию — эргатические функции, которому подчинены более частные понятия: трудовая функция (человека) и функция средств труда.
Под эргатическими функциями понимается любая активность, характеризующая данную эргатическую систему (трудовую функцию или функцию средств труда).
Функции средств труда состоят в снятии ограничений и увеличении возможностей человека (группы людей) как субъекта труда в достижении целей в определенных обстоятельствах
Эргатическая система рассматривается как наиболее широкое взаимодействие субъекта и объекта труда (т. е. потенциально и реально включающая множество опосредствующих механизмов, средств, условий). Формально эргатическую систему можно представить в виде человек -машина- среда - социум - культура.
Сама эргатическая функция определяется как любое уменьшение неопределенности связей внутренних элементов системы и ее связей с внешними элементами (внешними условиями, обстоятельствами, целями и др.)
Основные эргатические функции, связанные с общественным разделением труда, следующие.
I. Функции духовного производства:
1) построение идеологии (ретроспективной и актуальной картины и прогноза бытия человека и общества);
2) построение ближайших перспектив развития общества и его институтов (рефлексия первостепенных потребностей);
3) целеполагание (построение образа желаемого будущего, необходимых объектов);
4) интеграция научных и практических знаний (способствующих достижению целей субъектов труда);
5) интеграция эмоционального опыта (рефлексия, структурирование и создание средств управления психическими состояниями человека);
6) построение смысла трудовой деятельности (рефлексия и создание условий для позитивного смысла труда).
II. Функции обеспечения упорядоченности социальных процессов:
1) построение общественных норм и правил (формирование юридических и нравственных правил, образцов поведения);
2) построение социальной коммуникации и средств воздействия на членов сообщества (создание средств и норм вербального и невербального взаимодействия субъектов труда: профессиональных языков, ритуалов и др.);
3) построение стратегических общих планов деятельности (образа деятельности человека и ее результатов);
4) построение тактических (оперативных) планов деятельности (алгоритмов действий в конкретных условиях);
5) охрана, защита эргатических систем (сохранение эргатических систем при воздействии естественно-природных факторов, техногенных и социальных).
III. Функции обслуживания жизнедеятельности и самообслуживания.
1) организация жизнеобеспечения субъектов труда (оптимизация среды жизнедеятельности);
2) построение средств стабилизации, восстановления, развития людей (организация режима работы, обучения, организация внутренних средств деятельности, лечения людей, восстановления работоспособности);
Формирование эмоционально-волевой сферы дошкольников с ЗПР
Общая характеристика эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с ЗПР.
Эмоциональная сфера детей с ЗПР характеризуется незрелостью.
Эмоции детей с инфантелизмом соответствуют эмоциям ребёнка более младшего возраста: яркие, непосредственные.
Эмоционально-волевая незрелость характеризуется тем, что у детей отсутствует типичн ...
Символы надличных переживаний
Говоря о надличных переживаниях, надличном опыте, мы сталкиваемся с серьезным затруднением, связанным с неадекватностью нашего языка, – неадекватностью, обусловленной объектностью его изначальной ориентации. Слова, которые служат для обозначения внутренних психических или духовных реалий, первоначально были выработаны для обозначения чу ...
Общая характеристика особенностей развития эмоционально-волевой сферы у дошкольников
с нарушениями зрения .
Эмоциональные переживания, связанные с дефектом, неясность целей и роли различных форм деятельности обусловливают различную степень интенсивности деятельности, ситуативность в поведении детей этого возраста, показывают зависимость формирования активности и самостоятельности от условий ее организации и управления.
Нарушение зрения влияе ...