Основные направления работы психолога с родителями младших школьников
Проблема взаимодействия школы и семьи не нова, она выросла из традиционной педагогической идеи, обозначенной в литературе, как "связь с родителями", "работа с родителями", из ценностно-нейтральной формулировки "семья и школа".Коренные изменения в образовании, становление обновленной школы, демократичной, открытой, гуманной, развивающейся, требуют нового осмысления проблемы сотрудничества, совместной деятельности с родителями. Целью взаимодействия психолога с родителями является создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей.
Цель представлена в более конкретных задачах:
· согласование действий родителей и психолога по адаптации ребенка к школе, к новой социальной роли детей-школьников;
· сотрудничество в формировании положительной мотивации учения у детей;
· совместное формирование ценностных ориентации в сфере науки, искусства профессиональных интересов;
· выявление одаренности и развитие способностей ребенка;
· совместное предупреждение асоциального поведения детей
Цель и задачи работы психолога с родителями связаны с насущными проблемами школы. При взаимодействии с родителями психолог соблюдает принципы доброжелательности и уважения к родителям и их детям, логичности, доступности конфиденциальности. Можно выделить три основных направления работы, представляющих собой логично выстроенную систему:
1. Диагностика семьи,
2. Консультирование семьи,
3. Просвещение родителей.
Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать, ориентируясь на интуицию. Необходимо знать особенности современной семьи, ее отношение к школе переменам в образовании. Поэтому психолог занимается изучением семьи, применяя разнообразные методы: наблюдение, беседу, анкетирована тестирование. Помимо специально организованного процесса диагностирования необходимо учитывать естественное, опосредованное наблюдение. При отборе инструментария, психолог руководствуется принципами гуманизм точности, валидности, надежности. Полученные результаты могут служить основанием для консультативной беседы. В психологической практике беседа используется с различными целями:
· для установления контакта с испытуемым;
· для проверки исследовательских гипотез;
· как метод получения дополнительных данных о свойствах личности;
· для оказания психологической помощи.
Согласно классификации Ю. Е. Алешиной [1], консультативная беседа имеет фазы:
1) знакомство и начало беседы, расспрос клиента;
2) формулирование проверка консультативных гипотез,
3) коррекционное воздействие;
4) завершение беседы.
На заключительном этапе психолог рефлексирует профессиональную деятельность, оформляет протокол консультации и при необходимости намечает меры воздействия на социально-психологическое окружение в интересах клиента
Результаты, полученные по методикам «Ценностные ориентации» (М. Рокича) и оценка
выбора нравственных ценностей (Матусевич)
Данные, полученные по методике «Ценностные ориентации» показали (Приложение 5, таблицы 3-4), что среди терминальных ценностей наиболее значимыми для испытуемых являются здоровье (физическое и психическое), материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) и наличие хороших и верных друзей. Наименее значимы жизненная м ...
Классификация игр
В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр. Это необходимо для углубленного изучения природы игры, ее влияния на развитие личности, а так же для того, чтобы определить, каким образом можно влиять на игры, усиливать их воздействие, педаг ...
Моральная сфера
В моральной сфере психологические особенности толпы чаще всего обнаруживаются в моральности и религиозности. ...