Теоретико-методологическое изучение мотивационно-потребностной
сферы супругов. Понятие мотивов
и потребностей в психологииСтраница 2
Социальные и идеальные потребности. Социальные потребности в качестве первоосновы включают следующие их виды:
· потребность принадлежать к определенной социальной группе;
· потребность занимать в этой группе определенное положение в соответствии с субъективным представлением индивида об иерархии этой группы;
· потребность следовать поведенческим образцам, принятым в данной группе. Они направлены на обеспечение взаимодействия индивида с другими представителями своего вида.
Идеальные потребности составляют биологически обусловленную основу для саморазвития индивида. В эту группу включаются:
· потребность в новизне;
· потребность в компетентности;
· потребность преодоления.
С точки зрения эволюционной физиологии, перечисленные социальные и идеальные потребности должны иметь свое представительство и в мотивационно-потребностной сфере человека. В ходе индивидуального развития базисные потребности социализируются, включаются в личностный контекст и приобретают качественно новое содержание, становясь мотивами деятельности.
Физиологические условия возникновения потребностей - проблема недостаточно разработанная, и некоторая определенность в настоящее время существует только в отношении таких витальных потребностей, как потребность в пище и воде. С точки зрения психологии голод и жажда - это гомеостатические влечения - драйвы, направленные на получение организмом достаточного для обеспечения выживания количества воды и пищи. Эти драйвы относятся к врожденным, и не требуют специального научения, однако в течение жизни могут модифицироваться разнообразными влияниями среды.
Специфика потребностей человека обусловлена тем, что он противостоит миру не как изолированный индивид, а как элемент различных социальных систем, в т.ч. человечества в целом как родовой общности. Высшие потребности человека отражают поэтому, в первую очередь, его связи с социальными общностями разных уровней, а также условия существования и развития самих социальных систем. Это относится как к потребностям социальных групп и общества в целом, так и к потребностям каждой отдельной личности, в которых выражается ее социальная сущность.
Тем не менее, вопрос о природе человеческих потребностей остается дискуссионным. Некоторые исследователи считают их врожденными (например, 3. Фрейд [35], [36]). Другие полагают, что социальность всех без исключения человеческих потребностей проявляется в их содержании, происхождении и в способах реализации (удовлетворения). С этой точки зрения потребности человека не являются врожденными, они формируются в процессе освоения им социальной действительности, становления его личности. Развитие человеческих потребностей происходит через расширение и изменение круга их предметов. Общественное производство материальных благ и духовных ценностей обусловливает развитие общественных потребностей, которые присваиваются индивидами в процессе их социализации, вхождения в мир общественных отношений, овладения материальной и духовной культурой человечества [37].
Существует несколько десятков классификации человеческих потребностей. Наиболее существенные и распространенные из этих классификаций: по происхождению (биогенные, психогенные и социогенные потребности), по субъекту (индивидуальные, групповые, общественные, общечеловеческие), по объекту (материальные и духовные), по функции (потребности физического и социального существования; потребности сохранения и потребности развития).
Однако многие потребности трудно однозначно классифицировать по этим основаниям. Так, есть потребности, сочетающие в себе черты материальных и духовных или эстетических и познавательных потребностей.
Не следует отождествлять мотивации и потребности. Потребности далеко не всегда преобразуются в мотивационные возбуждения, в то же время без должного мотивационного возбуждения невозможно удовлетворение соответствующих потребностей. Во многих жизненных ситуациях имеющаяся потребность по тем или иным причинам не сопровождается мотивационным побуждением к действию. Образно говоря, потребность говорит о том, «что нужно организму», а мотивация мобилизует силы организма на достижение «нужного».
Практическое применение исследования конфликтных
ситуаций. Характеристика
исследуемого предприятия
Анализируя структуру управления предприятием, содержание деятельности отделов, изложенной в «Положении об отделах», становится очевидным, что в ней заложена основа для конструктивных конфликтов. Рассмотрим пары конфликтующих сторон: ...
Эмпирический анализ исследования личностных особенностей
подростков, увлекающихся компьютерными играми. Описание методов и методик и
организация исследования
Гипотеза: Подростки, увлекающиеся компьютерными играми, по нашему мнению, должен обладать следующими качествами:
· общительность
· абстрактное мышление
· эмоциональная нестабильность
· подчиненность
· экспрессивность
· робость
· чувствительность
· доверчивость
· мечтательность
· прямолинейность (наивность)
· спокойствие
· ко ...
Характеристика успешного лидера
Ниже представлены результаты исследования особенностей поведения 100 действующих руководителей высшего звена. Его провели американские психологи Джозеф Кенджеми и Казимир Ковальски. Они обнаружили ряд лидерских качеств, общих для всех успешных топ-менеджеров. Знание данных характеристик будет полезно всем, кто интересуется психологией л ...