Интерпретация и анализ результатов исследования мотивационно-потребностной
сферы супруговСтраница 2
Тест - специфический инструмент, состоящий из совокупности заданий или вопросов и приводимый в стандартных условиях, позволяющий выявить типы поведения, уровень владения какими-либо видами деятельности и т.п.
Тест - стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических особенностей.
При всем разнообразии приведенные определения теста близки между собой и раскрывают различные стороны этого комплексной категории. «Тест в психолого-педагогическом понимании этого слова означает проверку, испытание, но это не простое установление факта наличия или отсутствия какого-либо качества или свойства. Тест не является аналогией экзаменационным вопросам, анкетам, головоломкам и пр. В его основе лежит специально подготовленный и испытанный набор заданий, позволяющих объективно и надежно оценить испытуемые качества и свойства на основе использования статистических методов».
К количественной группе методов эмпирических социологических исследований относят способы получения информации об изучаемом объекте, которые позволяют выявить его количественные характеристики.
Речь идет, прежде всего, о контент-анализе, наблюдении, социометрии, совокупности опросных методов, а также социологическом эксперименте [23]. Сюда же мы отнесем тестирование.
Основное предназначение тестов - получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Поскольку эти мнения, мотивы и феномены выступают свойствами изучаемых социологией объектов, постольку опросы дают о них необходимую информацию. [28,29]
Анкетирование – письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом.
В нашем исследовании мы использовали случайную выборку. Случайная выборка представляет собой такой отбор респондентов, при котором все пары отбираются по одному из всей генеральной совокупности, и каждая из них имеет равный шанс быть отобранный [29]
Выборка - та часть генеральной совокупности, которую мы непосредственно наблюдаем. Посредством изучения эмпирических закономерностей по выборочным данным делаются выводы относительно всей генеральной совокупности. Выборка, естественно, должна быть репрезентативной, т. е. все эмпирические закономерности, полученные по ней, можно распространить и на всю генеральную совокупность. При этом считается, что отклонения эмпирических закономерностей от реальных носят случайный характер. Без использования таких понятий как «доверительный интервал», «ошибка выборки», невозможно распространение того, что получено для выборки на всю генеральную совокупность. Первое понятие означает, что существует интервал вокруг значения (для выборки) характеристики, в которой находится истинное (для генеральной совокупности) значение этой характеристики. Второе понятие используется для оценки отклонения выборки от генеральной с совокупности. Эти понятия взаимосвязаны между собой [29, с. 258],
Исследования Торохтий В.С представляют собой методическое пособие, в котором дано описание сущности тестирования психологического здоровья семьи и его основных показателей, а также приводится шестифакторный инструментарий его диагностики в виде частных методик.
В методике излагаются области ее применения, процедура психологической диагностики семьи, обработка и интерпретация данных.
Психологическая диагностика (греч. psychе - душа и diagnostikos - способный распознавать) – это область психологической науки, разрабатывающая методы выявления, распознания и измерения индивидуально-психологических особенностей личности и социально-психологических характеристик малых групп.
Исходная статистическая совокупность называется генеральной, отобранные единицы образуют выборочную совокупность. Численность единиц генеральной совокупности обозначается N (1000-1100 чел.), объем выборочной совокупности n = 80 чел.
Мотивация
Личный интерес очень редко бывает могущественным двигателем в толпе, в то время как у отдельного человека он стоит на первом месте. Хотя все желания толпы бывают очень страстными, они всё же продолжаются недолго, и толпа так же мало способна проявить настойчивую волю, как и рассудительность. ...
Приложения
Приложение А
Таблица 1 Типы методов исследования общения*
Тип эмпирической информации (получаемых данных)
Тип источника получения данных
Субъективный
Объективный
Участник изучаемой ситуации
Методы самоотчета
Методы самоотчета о поведении
Внешний наблюдатель
Субъективные отчеты наблюдателя
Поведенч ...
Анализ состояния проблемы в практике. Констатирующий эксперимент.
Стремление рисовать присуще детям старшего дошкольного возраста. Оно свидетельствует о развитии мышления и потребности выразить себя. Рисование, как игра, - это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их г ...