Волевая регуляция деятельности. Формирование волевых качеств личности
Страница 2

Психологическая информация » Волевые свойства личности и их формирование » Волевая регуляция деятельности. Формирование волевых качеств личности

Важное значение для воспитания воли имеет предъявление к ребенку требований, соответствующих и посильных для его возраста, с обязательным контролем за их выполнением. Отсутствие контроля может создать привычку бросать начатое, не доводя до конца. Проявление силы воли обусловлено нравственными мотивами человека. Наличие у человека стойких убеждений и целостного мировоззрения является основой волевой организации личности.

Педагогу, работающему со школьниками, подросткового и раннего юношеского возраста, приходится доказывать им значимость волевых качеств, наличия сильной воли, опасность слабоволия. Для них это аксиома. Задача педагога - не только очертить круг волевых качеств, раскрыть их внутреннюю связь с важнейшими моральными принципами, но помочь школьнику, стремящемуся к самовоспитанию воли, показав, какие приемы развития волевых качеств наиболее эффективны, а какие не приносят существенной пользы. Это тем более важно, если принять во внимание описанные в педагогической литературе наивные и надуманные приемы, к которым прибегают подростки, занимаясь самовоспитанием воли. Один школьник для “развития выдержки” старался не смеяться во время кинокомедии, а кто-то резал руку перочинным ножом или путешествовал по карнизу и т. д. Неэффективность этих приемов самовоспитания воли состоит прежде всего в том, что подросток, осуществив одномоментно подобный “волевой поступок”, утверждает себя в мнении о своей сильной воле, тогда как основную проблему самовоспитания воли составляет систематическое преодоление трудностей в повседневной жизни, в учебе и труде в первую очередь. Тем более каждый момент трудовой, учебной, спортивной деятельности создает условия для закалки воли, состоящие в преодолении сиюминутных желаний, мешающих осуществлению учебной, трудовой и иной деятельности.

Приемы самовоспитания воли могут быть весьма разнообразными, но все они включают соблюдение следующих условий.

1. Начинать воспитание воли следует с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности. Систематически преодолевая сначала небольшие трудности, а со временем и значительные, человек тренирует и закаляет свою волю. Люди, обладающие несгибаемой волей, постоянно приучали себя совершать волевые поступки в повседневной жизни и поэтому оказались в состоянии совершить исключительные подвиги в боевой и трудовой деятельности.

2. Преодоление трудностей и препятствий совершается для достижения определенных целей. Чем значительнее цель, чем выше уровень волевых мотивов, тем большие трудности способен преодолеть человек. Важно, чтобы человек среди повседневных дел никогда не утрачивал дальней перспективы, не терял из виду конечных целей деятельности. Поэтому необходимым условием воспитания воли является формирование высших мотивов деятельности - моральных принципов и убеждений, основывающихся на коммунистическом мировоззрении. Особо важное значение приобретает в этой связи воспитание общественных потребностей, сознательности и чувства долга.

3. Принятое решение должно быть исполнено. Всякий раз, когда решение принимается, но исполнение снова и снова откладывается, воля человека дезорганизуется. Систематическое невыполнение принятых решений размагничивает человеческую волю. Но, принимая решение, необходимо учитывать как его целесообразность, так и выполнимость. Всякое решение, таким образом, надо всесторонне обдумать, но, решив, выполнять.

4. В том случае, если человек поставил дальнюю цель, имеет далекую перспективу, весьма важно видеть этапы достижения этой цели, намечать ближайшие перспективы, разрешать частные задачи, в итоге которых будут созданы условия для достижения конечной цели.

К числу важнейших условий формирования воли человека относится строгое соблюдение режима дня, правильного распорядка всей жизни человека. Наблюдения над слабовольными людьми показывают, что, как правило, они не умеют организовать ни свою работу, ни свой отдых. Хватаясь то за одно, то за другое дело, они ничего не доводят до конца. Волевой человек - хозяин своего времени. Разумно организуя свою деятельность, он не торопясь выполняет намеченное, поведение его характеризуется собранностью и целеустремленностью. Для того чтобы закалить свою волю, необходимо повседневно бороться с разбросанностью, безалаберностью в труде и быту.

Одним из существенных условий закалки воли человека являются систематические занятия спортом. Преодоление трудностей при занятиях физической культурой является подлинной тренировкой не только мышц человека, но и его воли.[6]

Страницы: 1 2 

Предметное содержание педагогической деятельности
Педагогическая , как и любой другой вид деятельности, определяется психологическим содержанием, в которое включаются мотивация, цели, предмет, средства, способы, продукт и результат. Предмето м педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими предметного социокультурного ...

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с ОНР
Общая характеристика особенностей логического мышления у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи По данным М. В. Ипполитовой и Е. М. Мастюковой (1977), у детей с ОНР наблюдается небольшая задержка развития логического мышления, иногда дети устанавливают сходство и различие между предметами и явления¬ми окружающего мира по несущес ...

Вопросник КОС
1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь? 2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения? 3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей? 4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации? 5. Есть ли у Вас стрем ...