Действия консультанта по отношению к суицидальному клиентуСтраница 2
Не предлагайте упрощенных решений типа «Все, что вам сейчас необходимо, так это хорошо выспаться, на утро вы почувствуете себя лучше».
Покажите, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его (ее) за эти чувства.
Помогите ему (ей) постичь, как управлять кризисной ситуацией и понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию. Ненавязчиво посоветуйте найти некое решение.
Помогите найти людей или места, которые могли, бы снизить переживаемый стресс. При малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько уменьшить давление.
Помогите ему (ей) понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.
Можно сказать, что приоритетным в интервенции с суицидально настроенным клиентом является умение как можно дольше поддерживать разговор, поскольку это развивает взаимоотношения между клиентом и консультантом. Мы считаем, что при подходе, ориентированном на экзистенциально-гуманистическую парадигму, на оставление за человеком права жить или умереть это является самым главным, а может быть даже единственным из того, что должен делать и чего может добиться психолог-консультант.
Кроме достаточно простых рекомендаций по беседе с суицидальным клиентом, приведенных выше, многие зарубежные кризисные службы разработали целые стратегии, направленные на снижение риска суицида при общении с клиентом лицом к лицу. Приведем некоторые из них.
Поправка на вентиляцию чувств. Позвольте клиенту высказаться, не прерывайте его. Для того чтобы удержать его на проводе и не оборвать ту ниточку, которая еще связывает его с жизнью, необходимо принять злость и манипулятивные действия с его стороны.
Гарантия. Если клиент заявляет, что никто не в состоянии помочь ему, вам необходимо снова и снова заверить его, что вы можете быть полезным и заинтересованы в продолжении разговора.
Подкрепление позитивных настроений. Если клиент упомянул о каких-либо своих позитивных действиях или окрыленных надеждой мыслях, помогите ему осознать их (например, если он говорит о том, что собирался убить себя, но сначала решил позвонить вам — усильте этот позитивный момент, скажите, что рады, что он поступил именно так).
Предоставьте альтернативный способ выражения чувству. Эта стратегия предполагает помощь в идентификации поступков, которые клиент мог бы совершить вместо попытки самоубийства.
Признание страданий. Вербально подтвердить пониманий того, что угроза (или попытка) суицида демонстрирует; страдания этого человека, можно следующим образом: 1) серьезно отнестись к его заботам и сложившейся ситуации; 2) объяснить, что нет нужды совершать это действие для того, чтобы доказать существующее положение; 3) попробовать альтернативные варианты.
Исследование летальности. Определяющие факторы были приведены выше. Беседуя, но ни в коем случае не оценивая, попытайтесь получить информацию, относящуюся к факторам летальности. Для того чтобы выяснить, собирается или нет индивид совершить самоубийство, готов ли у него план, имеется ли доступ к материалам и пр., лучше всего задавать вопросы напрямую. Такая стратегия дает понять клиенту, что вы слушаете то, что он говорит, вы заинтересованы в нем и поможете предотвратить самоубийство.
В отечественной суицидологии также предложен ряд стратегий и приемов[4].
Структурирование ситуации. Осуществляется с помощью соответствующих вопросов. В сознании клиента формируется объективная и последовательная картина психо-травмирующей ситуации в ее развитии.
Психолог-консультант может тактично подвести клиента к мысли, что аналогичные ситуации встречаются в жизни достаточно часто.
Однако некоторые исследователи подчеркивают, что этим приемом следует пользоваться очень осторожно, так как он может нарушить общение, если клиент вместо поддержки услышит заявление типа: «Ваша ситуация банальна».
Снятие остроты ситуации. Клиенты часто считают, что, критические обстоятельства требуют от них немедленного, сиюминутного решения. В таких случаях консультант подчеркивает, что у обратившегося есть время на обдумывание и принятие решения.
Терапия успехами и достижениями. Особенно эффективна для людей неуверенных в себе, застенчивых, с низкой самооценкой. Рассказывая о себе, клиент может сообщить и о своих трудностях, которые ему приходилось преодолевать. Психолог-консультант тактично подчеркивает эти успехи, формируя у собеседника представление о себе, как личности, способной к преодолению трудностей.
Планирование. Психолог-консультант побуждает клиента к вербальному оформлению планов предстоящей деятельности (отличной от суицида, «замещающей суицид»).
Заключение.
В ходе исследования мы достигли поставленной цели и решили поставленные задач. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Способность к волевым усилиям в интеллектуальной работе имеет тенденцию к связи с уровнем успеваемости младших школьников (r=0,52).
2. Способность к самоконтролю оказывает влияние н ...
Установление взаимопонимания
Взаимопонимание – основа сотрудничества.
Оформление идеи
Общение начинается с формирования идеи и облечения ее словами (см. рис. 1). Уже на этой стадии возможно возникновение барьера для взаимопонимания. Барьер возникает тогда, когда собеседники не осознают различия в их картинах мира и используемых словарях.
Наиболее сильные конфлик ...
Просвещение и консультирование родителей по актуальным
проблемам детей
Неотъемлемой частью работы психолога является просвещение родителей. Психолого-педагогическое просвещение направлено на свободное развитие личности путем передачи педагогических знаний и опыта гуманистических отношений. В процессе освоения педагогических знаний продолжает развивать личность самих родителей.
Психологическое просвещение ...