ВведениеСтраница 1
Судебная психиатрия является специальным разделом общей психиатрии. Она не отделима от нее, но имеет свои особенности. Если общая психиатрия изучает главным образом причины и характер психических заболеваний, их диагностику, лечение, реабилитацию психически больных и другие вопросы (в том числе и предупреждение психических расстройств у здоровых лиц), то судебная психиатрия, сохраняя решение этих вопросов (в той или иной степени) за собой, изучает также психические заболевания (нарушения, расстройства) применительно к решению специальных задач уголовного и гражданского судопроизводства.
Для общей психиатрии основным объектом исследования является психически больной человек, а предметом изучения – его психика и психопатологические нарушения. Объектом изучения судебной психиатрии может быть психически больной и здоровый в повседневной жизни, подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, потерпевший, свидетель, истец, ответчик, а предметом исследования – состояние психики, болезненные нарушения и психическая деятельность как во время деликта и проведения судебно-психиатрической экспертизы, так и установление психопатологических изменений ретроспективно по показаниям очевидцев, материалам уголовного и гражданского дела, данным медицинских, служебных и личных документов (переданных следствием и судом для изучения экспертом-психиатром).
В связи с этим цель судебной психиатрии – установить психическое состояние испытуемого и помочь правосудию решить главную проблему, которая возникает в ходе судебно-следственных действий – преступник или психически больной совершил те или иные противоправные действия. С точки зрения законодательства и права психически больной человек, совершивший общественно опасное деяние, не считается преступником и к нему не применяют карательно-воспитательное воздействие. Однако такое лицо нуждается в принудительных мерах медицинского характера. Именно это и определило практическую задачу судебной психиатрии: выявить у субъекта исследования психические расстройства до и во время деяния (ретроспективно) и в период экспертизы (при обследовании), изучить и оценить их применительно к правовым нормам отечественного правосудия и здравоохранения.
Такая постановка проблем судебной психиатрии определила ее основные разделы: судебно-психиатрическая экспертиза; принудительные меры медицинского характера; пенитенциарная психиатрия.
Учитывая самостоятельность и социальное значение судебной психиатрии, необходимо указать, что ее роль и авторитет несоизмеримо вырастает, если она взаимодействует с юридическими (криминалистикой, криминологией, теорией оперативно-розыскной деятельности, уголовным и гражданским правом и процессом и т.д.), медицинскими (судебной медициной и биологией, медицинской психологией, неврологией, терапией, хирургией и др.) и общественными (социологией, психологией, педагогикой, философией и др.) науками.
Выделяются следующие особенности судебной психиатрии, которые определяют ее практическую направленность:
- проведение судебно-психиатрической экспертизы и установление невменяемости (за конкретное деяние) в уголовном процессе и недееспособности (за конкретное деяние и на период обострения психического заболевания) в гражданском судопроизводстве, а также процессуальной дееспособности субъектов уголовно-следственного процесса;
- диагностика и судебно-психиатрическая оценка не только глубины и тяжести клинических проявлений хронического психического расстройства, слабоумия и иного болезненного состояния психики, но и более редких в практике общей психиатрии исключительных и реактивных состояний (психозов и реакций), которые нужно диагностировать или отвергать при обследовании, в основном ретроспективным методом (по материалам уголовного или гражданского дела, медицинским и личным документам);
- диагностика и судебно-психиатрическая оценка оговоров и самооговоров, которые приобретают в юриспруденции социальную
значимость и поэтому нуждаются в судебно-психиатрической интерпретации;
- диагностика и судебно-психиатрическая оценка истинной и так называемой превентивной симуляции психических заболеваний здоровыми лицами и патологической симуляции психически больными;
Особенности глагольной лексики у умственно отсталых дошкольников
Развитие глагольного словаря ребёнка дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Словарь умственно отсталого ребенка отличается бедностью, в нем почти полностью отсутствуют обобщающие понятия, многие дети (особенно дошкольники) неточно понимают значение даже общеупотребительных существительных, прилагательных, глаголов, наречий. Осо ...
Мышление
Мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. Образы и представления у разных людей в высшей степени индивидуальны и, сильно различаясь, не обеспечивают надежного взаимопонимания. Этим объясняется, почему взрослые не могут достигнуть высокого уровня взаимопонимания при общении с детьми, находящи ...
Происхождение
Очевидно, что танец как метод лечения относится к сфере телесно-ориентированной терапии, а также психологии, лечебной физкультуры, арт-терапии и психосоматической медицины. Особая ценность и сила танца, его интеграционный смысл состоят в том, что все физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные процессы соединяются в единое де ...