ВведениеСтраница 1
Судебная психиатрия является специальным разделом общей психиатрии. Она не отделима от нее, но имеет свои особенности. Если общая психиатрия изучает главным образом причины и характер психических заболеваний, их диагностику, лечение, реабилитацию психически больных и другие вопросы (в том числе и предупреждение психических расстройств у здоровых лиц), то судебная психиатрия, сохраняя решение этих вопросов (в той или иной степени) за собой, изучает также психические заболевания (нарушения, расстройства) применительно к решению специальных задач уголовного и гражданского судопроизводства.
Для общей психиатрии основным объектом исследования является психически больной человек, а предметом изучения – его психика и психопатологические нарушения. Объектом изучения судебной психиатрии может быть психически больной и здоровый в повседневной жизни, подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, потерпевший, свидетель, истец, ответчик, а предметом исследования – состояние психики, болезненные нарушения и психическая деятельность как во время деликта и проведения судебно-психиатрической экспертизы, так и установление психопатологических изменений ретроспективно по показаниям очевидцев, материалам уголовного и гражданского дела, данным медицинских, служебных и личных документов (переданных следствием и судом для изучения экспертом-психиатром).
В связи с этим цель судебной психиатрии – установить психическое состояние испытуемого и помочь правосудию решить главную проблему, которая возникает в ходе судебно-следственных действий – преступник или психически больной совершил те или иные противоправные действия. С точки зрения законодательства и права психически больной человек, совершивший общественно опасное деяние, не считается преступником и к нему не применяют карательно-воспитательное воздействие. Однако такое лицо нуждается в принудительных мерах медицинского характера. Именно это и определило практическую задачу судебной психиатрии: выявить у субъекта исследования психические расстройства до и во время деяния (ретроспективно) и в период экспертизы (при обследовании), изучить и оценить их применительно к правовым нормам отечественного правосудия и здравоохранения.
Такая постановка проблем судебной психиатрии определила ее основные разделы: судебно-психиатрическая экспертиза; принудительные меры медицинского характера; пенитенциарная психиатрия.
Учитывая самостоятельность и социальное значение судебной психиатрии, необходимо указать, что ее роль и авторитет несоизмеримо вырастает, если она взаимодействует с юридическими (криминалистикой, криминологией, теорией оперативно-розыскной деятельности, уголовным и гражданским правом и процессом и т.д.), медицинскими (судебной медициной и биологией, медицинской психологией, неврологией, терапией, хирургией и др.) и общественными (социологией, психологией, педагогикой, философией и др.) науками.
Выделяются следующие особенности судебной психиатрии, которые определяют ее практическую направленность:
- проведение судебно-психиатрической экспертизы и установление невменяемости (за конкретное деяние) в уголовном процессе и недееспособности (за конкретное деяние и на период обострения психического заболевания) в гражданском судопроизводстве, а также процессуальной дееспособности субъектов уголовно-следственного процесса;
- диагностика и судебно-психиатрическая оценка не только глубины и тяжести клинических проявлений хронического психического расстройства, слабоумия и иного болезненного состояния психики, но и более редких в практике общей психиатрии исключительных и реактивных состояний (психозов и реакций), которые нужно диагностировать или отвергать при обследовании, в основном ретроспективным методом (по материалам уголовного или гражданского дела, медицинским и личным документам);
- диагностика и судебно-психиатрическая оценка оговоров и самооговоров, которые приобретают в юриспруденции социальную
значимость и поэтому нуждаются в судебно-психиатрической интерпретации;
- диагностика и судебно-психиатрическая оценка истинной и так называемой превентивной симуляции психических заболеваний здоровыми лицами и патологической симуляции психически больными;
Особенности грамматического строя речи у детей с ЗПР
Развитие грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития.
Исследование грамматического строя речи у детей с ЗПР (Н. Ю. Борякова, С. В. Зорина, Р. И. Лалаева, Г. Н. Рахмакова, Е. С. Слепович, Е. Ф. Соботович, И. А. Симонова, А. А. Хохлова, Л.В. Яссман) выявило у большого количества старших дошкольников и школьников ...
Диффузность
Возбудители, которые действуют на повинующуюся им толпу весьма разнообразны – этим объясняется её чрезвычайная изменчивость. Над прочно установившимися верованиями толпы лежит поверхностный слой мнений, идей и мыслей, постоянно рождающихся и исчезающих. Мнение толпы непостоянно.
Отсутствие ясных целей, отсутствие или диффузность структ ...
Особенности развития мыслительных операций у слепых детей. Развитие
аналитико-синтетической деятельности слепых детей.
Сужение сферы чувственного познания у слепых детей отражается на формировании понятий и оперировании ими. Для детей с нарушением зрения характерной особенностью является расхождение между двумя сторонами отражения действительности -чувственной и логической. В процессе обучения и развития понятий у учащихся эти расхождения сплачиваются и ...