Оценка темперамента по методике А. Белова

Цель – охарактеризовать интегральный темперамент.

«В нижеприведенных «паспортах» холерика, сангвиника, флегматика и меланхолика представлены вопросы для испытуемого».*

Процедура проведения методики рассчитана на индивидуальную работу испытателя и испытуемого. Оптимальным является вариант работы, при котором испытуемый имеет текст задания и бланк ответов. Даётся следующая инструкция: «Предлагаемая методика даст возможность узнать о некоторых особенностях твоей нервной системы: её силе, подвижности, уравновешенности. Для этого нужно внимательно и вдумчиво работать с текстом методики. В каждом из предлагаемых четырех «паспортов», включающих в себя по 20 вопросов, ты должен отметить знаком «+» те качества, которые присущи тебе, а знаком «–» те, которые тебе не свойственны. Будь внимателен: на каждой строчке в бланке ответов должен стоять один знак!»

Я хочу также отметить, что взрослому были понятны не все формулировки вопросов. Те вопросы, на которые он затруднялся ответить в силу того, что термины и понятия, используемые в вопросе ещё слишком сложны для него, я разъяснял сам. Но это не коим образом не повлияло на правдивость ответов. Далее я хочу привести бланки, заполненные:

По формуле А. Белова вычисляется базовое соотношение темпераментов:

где Ф 1 – формула темперамента (интегральный темперамент); А – общее число плюсов по всем типам темперамента; Ах – общее число плюсов в «паспорте» холерика; Ас – общее число плюсов в «паспорте» сангвиника; Аф – общее число плюсов в «паспорте» флегматика; Ам – общее число плюсов в «паспорте» меланхолика.

Исходя из опросника, заполненного Виталей, мы имеем следующее:

0.999 = 100%

Таким образом, мы получаем:

Ах = 0.216 = 21.6%

Ас = 0.243 = 24.3%

Аф = 0.351 = 35.1%

Ам = 0.189 = 18.9%

Следовательно, по ключу данной методики, мы можем сделать вывод о том, что у Витали преобладают и выражены достаточно ярко качества флегматика. Флегматик характеризуется силой и инертностью (малоподвижностью) нервных процессов; он способен на длительную и напряженную работу, но с трудом перестраивается с одного вида деятельности на другой.

Развитие высших психических функций у человека
Дальнейшее развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, выступающих как средства исследования окружающего мира, изобретению и широкому использованию знаковых систем. У человека нар ...

Семья как фактор духовно-нравственного формирования личности подростка
Общеизвестно, что кризисные ситуации в обществе, в силу своей непредсказуемости, сложности происходящих процессов, закладывают основы и формируют «очень долговременные стратегические жизненные установки и ценностные ориентации». Кризисные явления в первую очередь негативно сказываются на молодом поколении, особенно на учащейся молодежи, ...

Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Тестовый материал (Шкала Тейлора) 1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко. 2. Мои нервы расстроены не более, чем у других людей. 3. У меня редко бывают запоры. 4. У меня редко бывают головные боли. 5. Я редко устаю. 6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым. 7. Я уверен в себе. 8. Практически я н ...