Сущность правомерного психологического воздействия в деятельности
сотрудников ОВД.Страница 2
При совершении изнасилований типичны ссылки на добровольность вступления в половую связь и последующий оговор по различным мотивам.
При совершении хищений госимущества характерно признание в злоупотребления служебным положением или в халатности, но не в хищении. Известны трудности доказывания даже в случаях задержания лиц в момент совершения преступления, с похищенным или с предметами, запрещенными к обращению: наркотиками, огнестрельным оружием, на которое нет разрешения и т.д. (они «найдены, подброшены, куплены у незнакомых» и т.п.), т.е. в силу своеобразного, изощренного интерпретирования этого события.
Отмечено, что помимо сознательного поиска способов реабилитации себя и своих поступков, желания скрыть имеющуюся информацию и ввести сотрудника в заблуждение, в основе противодействия и стремления препятствовать процессу расследования, может лежать действие внутренних психологических механизмов самозащиты личности преступника. Они включаются в случае угрозы его личностной целостности, самооценке, моральному самооправданию.
По мнению опрошенных практических работников поведение подследственных более чем в 70 % случаев направлено на противодействие решению задач расследования преступлений.
Противодействие может выступать в различных формах. Среди них можно выделить:
- уклонение (завуалированный отказ участвовать в процессе расследования), которое может выражаться в ложном заявлении о своей неосведомленности («не видел, не слышал, не знаю, не знаком, не могу»), выражающем стремление умолчать об известных фактах и внушить представление о своей свидетельской недееспособности.
- сопротивление (открытый отказ выполнять законные требования сотрудника), которое выражается в отказе участвовать в следственных действиях, выдать требуемые объекты, немотивированном голословном отрицании вины, отказе от дачи показаний («не хочу»).
- препятствование (противодействие путем активных действий), которое сводится к направлению следствия по ложному пути. Здесь используются дезинформация, дача ложных показаний, заявление о ложных оправдательных доказательствах, "легендирование" событий (их интерпретация), инсценировки, создание ложного алиби, фальсификация доказательств, а также Здесь же склонение других участников уголовного процесса различными способами к ложным показаниям и неповиновению следователю, изменение показаний, мнимое признание своей вины и самооговор, опорочивание источника правдивой информации и оговор, сокрытие доказательств и т.п.
Законодательство регламентирует оказание психологического воздействия в сфере уголовного судопроизводства в общей форме. Наиболее регламентировано психологическое принуждение, предусмотренное в случае нежелания участника уголовного процесса добровольно исполнять свои обязанности. Санкции уголовно-процессуальных норм содержат угрозу принуждения исполнения процессуальных обязанностей, являясь, таким образом, средствами психологического принуждения в отношении потенциальных процессуальных нарушителей.
Психологического воздействия как более широкое понятие, включает в себя как психологическое принуждение, так и другие методы и средства воздействия.
В общем плане психологическое воздействие - это процесс оказания влияния на психику субъекта с целью побуждения его к определенному поведению, но побуждение к определенному поведению может заключаться как в принудительном, так и в ином целенаправленном влиянии.
Место специальной психологии в системе наук
Являясь составляющей научного знания, специальная психология тесно
взаимодействует с рядом смежных научных областей и использует их данные при разработке теории и практической реализации.
Философскую и нравственно – этическую основу специальной психологии составляет аксиологическая концепция, базирующаяся на идее гуманизма, самоценнос ...
Роль дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей раннего
возраста
Психологи и педагоги указывают, что ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно формирование умственных способностей ребёнка. Этот же период важен для совершенствования деятельности органов чувств, для накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей мал ...
Основные методы этнопсихологических исследований
Методы этнопсихологических исследований представляют собой достаточно большое количество относительно однородных приемов и способов изучения национально-психологических особенностей людей. Среди них можно выделить как основные, так и дополнительные.
К первым относятся наблюдение, эксперимент, опрос, беседа, интервью и др.
Наблюдение — ...