Методики исследования детско-родительских отношений. Методика «Цветовая социометрия»
Целью данной методики является исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими.
Для проведения методики необходимо подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5 и 5 рядов-квадратов), которая состоит из 13 цветовых и 12 белых квадратов в следующем порядке:
1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный квадраты;
2-й: белый, зеленый, белый, зеленый, белый;
3-й: синий, белый, красный, белый, синий;
4-й: как второй;
5-й: как первый.
А также нужно подготовить цветные фишки красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного, коричневого, розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов. Каждого — по 3.
Инструкция дается по ходу выполнения задания.
При проведении методики должны выполняться следующие требования:
• Не все квадраты могут быть заполнены.
• Выбор цвета может быть расширен. Например, одним и тем же цветом могут быть обозначены несколько человек.
• Если ребенок захочет выбрать большее количество людей (чем четверых), то это фиксируется в протоколе, а дополнительные фишки размещаются на белых квадратах.
Во время работы испытуемого, исследователь должен вести протокол (см. Приложение 1)
Интерпретация данных к методике «Цветовая социометрия»
В таблице (см. Приложение 2) рассматриваются следующие типы отношений:
1 — отношение ребенка к самому себе, самовосприятие;
2— явно предпочтительные, характеризующиеся согласованностью;
3— предпочтительные, но несколько противоречивые, нестабильные;
4— ребенок испытывает антипатию, конфликтные отношения.
Тест Кэттелла (16PF-опросник)
Инструкция:перед вами ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства Вашей личности. Здесь не может быть ответов “правильных” или “ошибочных”. Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Старайтесь отвечать искренне и точно.
Напишите свою фамилию и прочие данные о себе в верхней части листка для ответов.
Отвечая ...
Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей раннего
возраста в период адаптации к дошкольному учреждению. Социальная
адаптация в раннем детстве
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения.
Все эти изменения ...
Еженедельник "Молоток" № 30. 2001. www.zabey.ru
Как и любая сфера деятельности, включающая профессиональные и частные интересы, интернет является своеобразной средой функционирования индивидуума, обладающей своими законами формирования внутренних отношений и собственным, уникальным набором факторов, воздействующих на личность.
На современном этапе развития представляется возможным г ...