Характеристика основных функций процесса общенияСтраница 1
Как справедливо замечает Г.М. Андреева[2,С.125], в наиболее обобщенных классификациях выделяются следующие аспекты (или функции) общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.
Коммуникативная функция общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная функция заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
Сходная классификация предлагается в работах Б. Ф. Ломова [17,С.112]: информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема – передачи информации; регуляционно-коммуникативная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности; аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребности в изменении своего эмоционального состояния. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований.
Общение полифункционально. Это означает, что по отношению к конкретному человеку, группе, их деятельности или обществу в целом оно выполняет различные функции. Являясь важнейшей формой жизнедеятельности людей, общение выступает как необходимое условие и средство воспроизводства сознательно действующих личностей.
С этой точки зрения можно выделить следующие функции общения, утверждает автор [17,С.132]:
А. Социальная функция. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и усвоения общественного опыта. Благодаря и посредством общения фоpмиpуются и реализуются все виды общественных отношений, создаются социальные общности.
Б. Инструментальная функция заключается в обслуживании различных видов совместной пpедметно-напpавленной деятельности.
В. Общепсихологическая функция общения заключается в том, что оно является для человека средством развития у него высших психических функций, средством его самовыражения, позволяющем раскрыть свой внутренний мир для других людей.
В качестве основной рабочей функции А.А. Бодалев [4,С.243] выделяет инструментальную функцию общения, необходимую для обмена информацией в процессе управления и совместного труда; синдикативную функцию, которая находит свое выражение в сплочении малых и больших групп; трансляционную, необходимую для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев; функцию самовыражения, ориентированную на поиск и достижение взаимного понимания (эта функция особенно характерна для творческих личностей).
Е.П. Белинская считает, что по критерию «цель общения», можно определить восемь функций общения[3,С.154]:
1) контактная, цель которой установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;
2) информационная, цель которой обмен сообщениями, то есть прием и передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т.п.;
3) побудительная, цель которой стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;
4) координационная, цель которой взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;
Содержание опросника
Что бы Вы предпочли из двух возможностей?
1-й столбец – (А)
2-й столбец – (Б)
1. Изучать явления природы
или
Изменять живую природу, развивая, улучшая окружающую действительность
2. Распознавать неисправности, неполадки технических систем
или
Обрабатывать материалы (металл, дерево, пластмассу и т.д.)
...
Игровая деятельность в Интернете
Игровая деятельность повсеместно признается крайне важным моментом развития как отдельного человека, так и человеческих сообществ. Соответственно и посвященные игре (в особенности детской) исследования весьма многочисленны. Упомянем классические сочинения. культурологический труд Й. Хейзинги Homo ludens. (Хейзинга, 1992) и книгу Психоло ...
Основные типы конфликтов.
Существуют два основных типа конфликтов - внутриличностный и межличностный (хотя некоторые авторы увеличивают это число до четырех, шести и более). Необходимо четко различать, что конфликт у человека может быть, если не с самим собой, то с окружающими - и здесь, как говорится, третьего не дано.
Внутриличностный конфликт
- состояние н ...