Особенности влияния ценностно-смысловой сферы личности на суицидальное
поведение. Понятие суицидаСтраница 1
Самоубийство (суицид) — психосоциальное явление, оно представляет собой результирующую различных социальных, культурологических, психологических и патопсихических воздействий на индивида.
Отличительная особенность таких явлений, как завершенный суицид, суицидальные попытки, демонстрации и имитации (подделки) суицида, а также суицидальных замыслов, высказываний, угроз — идея смерти, которая в одних случаях только декларируется, а в других является подлинным регулятором поведения субъекта. Общим для реальных и потенциальных суицидентов является наличие у них социально-психологической дезадаптации личности, которая в одних случаях приводит к формированию суицидальных тенденций и реализации суицида, а в других является потенциально суицидоопасной.
Высокий уровень самоубийств в большинстве экономически развитых стран мира заставляет ставить вопрос о причинах этого явления и поиске оптимальных средств для его предупреждения. Рассмотрение суицидального поведения лишь в рамках клинико-психологических исследований неизбежно сужает угол зрения и оказывается явно недостаточным для понимания всего многообразия негативных факторов, лежащих в основе его формирования. Суицид — это не только индивидуальная поведенческая реакция, она обусловлена психологическими и патопсихическими особенностями личности в экстремальных жизненных обстоятельствах.
Суицид рассматривается как феномен социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциальных конфликтов. Под суицидальным поведением людей понимаются различные формы их активности, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса, содержанием которого выступает острое эмоциональное состояние при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения её важнейших потребностей. Кризис достигает такой интенсивности, что человек не может найти другого выхода из сложившейся ситуации.
Суицидальное поведение имеет внутренние и внешние формы своего проявления.
Внутренние формы:
-антивитальные представления (т.е. размышления об отсутствии ценности жизни);
-пассивные суицидальные мысли (представления на тему своей смерти при отсутствии четкого замысла на самовольное лишение себя жизни: «хорошо бы умереть» и т.д.);
-суицидальные замыслы (разработка плана самоубийства, продумывание его деталей);
-суицидальные намерения (принятие решения о самоубийстве).
К внешним формам суицидального поведения относятся:
-суицидальные высказывания;
-суицидальные попытки (целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью);
-завершенный суицид.
Анализ форм суицидального поведения способствует более глубокому пониманию его динамики.
Существует три основных условия (элемента) при совпадении которых во времени появляется возможность реализации намерения к самоубийству (или готовность к нему) — это:
1. Наличие искажений или хотя бы выраженных особенностей в переживания человеком бурных, душевных кратковременных волнений, эмоций (например, гнев, ужас и т. П.).
2. Низкий или хотя бы неполноценный уровень социализации — усвоения человеком определенной системы знании, норм и ценностей, позволяющих ему быть полноправным членом общества (например, воспитание).
3. Наличие конфликта, вызывающего у человека мысли о самоубийстве (например, семейный конфликт).
Наиболее предрасположенными к самоубийству считаются тревожные и чрезмерно чувствительные люди. В процессе созревания мыслей о суициде у них часто развивается, так называемая триада заторможенности:
Методика №2. Анкета «Мое состояние»
Цель: выяснить возникают ли состояния у спортсменов в тренировочной деятельности.
Задание, инструкция – ответить на вопросы и обвести в кружок правильный.
Оборудование: листовки с анкетами.
Вопросы анкеты:
1. Возникает ли у вас некий «дискомфорт» во время тренировок?
2. Возникало у вас оцепенение, дрожь, паниковали ли вы во время т ...
Методика «Рисунок семьи»
По результатам методики «Рисунок семьи», можно сделать следующий вывод: у семи детей из десяти проявляются такие особенности как снижение самооценки – дети рисуют себя либо дальше от семьи, чем других ее членов (3 ребенка), либо не рисуют вообще (1 ребенок). Причиной отсутствия автора на рисунке могут быть трудности самовыражения при об ...
Иерархия потребностей человека - корень понимания успешности. Дауншифтинг
Физиологические потребности: то, что необходимо человеку для поддержания жизни, — еда, вода, пристанище, секс. Эти потребности потому так важны, что без их удовлетворения сама жизнь индивидуума — а значит, и всего человечества — находится под угрозой исчезновения. Более того, жизнь так скучна без этого!
Потребность в безопасности: к ...