Влияние ценностей на формирование жизненной позицииСтраница 1
Вопрос смысла жизни и ценностных ориентаций не исчерпаем. Каждая наука трактует его по-своему, но неоспоримо влияние на формирование этих понятий исторических, социальных, экономических и политических процессов. Каждый человек должен определить цель своей жизни и определить свои, и только свои ценностные ориентации. В современном мире трудно выжить, а ещё труднее жить достойно. И чтобы не стать расходном материалом в «машине» социальных преобразований, нужно найти своё место в жизни и обществе, определив смысл своей жизни. Ибо отсутствие этого смысла или его потеря равносильно гибели.
Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей.
Без ценностей не может обходиться ни одно общество. Они могут выбирать — разделять эти или другие ценности. Одни привержены ценностям коллективизма, а другие ценностям индивидуализма. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других — моральная безупречность, для третьих — политическая карьера.
Кравченко А.И. считает, что ценности принадлежат группе или обществу, а ценностные ориентации — индивиду [24, с. 137].
В психологическом исследовании ценность, с одной стороны выступает как положительная (или отрицательная) значимость для исторически определенной общности или отдельной личности любых природных и социальных явлений и процессов и иных реальных или идеальных объектов. С другой — внутренне субъективной стороны, ценности являются взгляды, убеждения, идеи и идеалы, нормативы и образцы, интересы и жизненные планы, в соответствии с которыми и на основе которых эти объекты признаются ценными или вредными, или безразлично-нейтральными.
Роль ценностей определяется тем, что они служат мотивообразующими факторами, участвуют в определении целей и средств, отвечающих тем или иным ценностям; являются основой принятия решений и критерием, того, к чему следует стремиться и чего следует избегать; служат арбитром в решении внутренних конфликтов, указывая на предпочтительный выход; вносят устойчивость в поведение личности и общественную жизнь, обеспечивая возможность их предвидения [50, с. 97].
Познавая действительность, люди не остаются равнодушными к полученным знаниям. Они соотносят их с прошлым опытом, потребностями, интересами, целями деятельности. Познанные свойства объектов определенным образом переживаются. Возникает новое, на этот раз уже интеллектуально-эмоциональное образование — психическое отношение к объектам познания и практической деятельности (определение субъективной значимости объекта как хорошего или плохого, полезного или вредного, приемлемого или неприемлемого и т.п).
Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. В структуре человеческой деятельности ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми ее сторонами. Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности. В процессе совместной деятельности, определяющей отношения людей в группах, складываются групповые ценностные ориентации [36, с. 86].
По мнению Десфонтейнес Л.Г., ценностные ориентации определяют направленность личности и формируют цели поведения человека. В структуре ценностных ориентаций выделяются сензитивные периоды, когда непосредственное влияние ценностей на поведение человека ослаблено и изменено, что связано с глубокими изменениями в структуре личности и ценностных ориентаций. Автор отмечает, что динамика ценностей подвержена половым различиям [12].
Ценностные ориентации это устойчивая система установок, определенным образом ориентированная на социальные ценности и направляющая поведение людей по отношению к этим ценностям в условиях их сложного взаимодействия. Доминирующие установки образуют направленность личности, определяют ее жизненную позицию и характеризуют содержательную сторону ценностных ориентации.
К.Г. Юнг [49, с. 67] видит истинную сущность личности в ее стремлении к обретению своей самости. Родовая сущность» самости в том, что Юнг считает ее важнейшим архетипом, т.е. тем, что исторически характеризует Человека.
Братусь предлагает трехуровневую, «трехэтажную» структуру личности.
Первый уровень называется собственно личностным или личностно-смысловым. Он «ответственен» за производство смысловых ориентации, определение общего смысла и назначения своей жизни, отношений к другим людям и к себе. Имеется в виду не абстрактная философская рефлексия, а вполне насущная и решаемая каждым задача осмысления, смыслового оправдания своего бытия. Однако смысловые ориентации не могут сами по себе обеспечить присвоение человеческой сущности, они лишь определяют те или иные устойчивые отношения к ней.
Рекомендации.
Используемый нами подход к оценке трудностей обучения позволил экспериментальным путем раскрыть один из основных психологических механизмов, приводящих к неуспешности учения. Именно поэтому по отношению к младшему школьнику возникает специальная задача формирования саморегуляции. Эта задача заключается в том, чтобы на протяжении первых ...
Типологии групп пожилых, процесса старения и проблема адаптации
пожилых
Многие авторы предлагают различные типологии людей пожилого возраста и процесса старения. Рассмотрим их. Я. Врублевский выделил шесть групп пожилых [16]:
– лица без признаков психических отклонений, сохранившие ясный ум и тенденцию к социальной адаптации и дальнейшему развитию;
– лица, сохранившие ясный ум, но демонстрирующие явные из ...
Восприятие изображений детьми с нарушениями слуха
Восприятие пространственно-временных описаний предметов, изображённых на картине детьми с нарушениями слуха
Для того, чтобы при восприятии плоской картины создавалось впечатление её объёмности, разной удалённости изображённых предметов от глаз наблюдателя, используется целый ряд специальных приёмов. Наиболее важный среди них – закон пе ...