Экспериментальное исследование связи ценностей и смысловых ориентаций с
суицидальным риском. Выбор и обоснование методик
исследованияСтраница 2
Ценностные ориентации как предмет психологического исследования и психодиагностики занимают место на пересечении двух больших предметных областей: мотивации, с одной стороны, и мировоззренческих структур сознания, с другой. Они являются одной из самых личностно значимых "зон", в которые приходится вторгаться психологу.
Обоснованием применения данной методики является то, что выбранный нами метод ранжирования занимает мало времени и с этим заданием справляются даже малообразованные люди; использованная методика не утомительна для проведения исследования.
М.Рокич различает два класса ценностей - терминальные и инструментальные. Терминальные ценности М.Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности - как убеждение в том, что какой-то образ действия (например, честность, рационализм) является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей воспроизводит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.
Стимульным материалом в методике Рокича служат два списка по 18 ценностей - терминальных и инструментальных, с краткой расшифровкой содержания каждой. Методика Рокича широко известна, так что необходимости приводить ее в полном виде в практической части нет – в приложении, пожалуйста.
Список А (терминальные ценности):
-активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
-жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
-здоровье
(физическое и психическое);
-интересная работа;
-красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
-любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
-материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
-наличие хороших и верных друзей;
-общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
-познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
-продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
-развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
-развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
-свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
-счастливая семейная жизнь;
-счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
-творчество (возможность творческой деятельности);
-уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Список В (инструментальные ценности):
-аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
-воспитанность (хорошие манеры);
-высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
-жизнерадостность (чувство юмора);
-исполнительность (дисциплинированность);
-независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
-непримиримость к недостаткам в себе и других;
-образованность (широта знаний, высокая общая культура);
-ответственность (чувство долга, умение держать своё слово);
-рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные рациональные решения);
-самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
-смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
-твёрдая воля (умение настоять на своём,
не отступать перед трудностями);
-терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
-широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи привычки);
-честность (правдивость, искренность);
-эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
-
чуткость (заботливость).
Последним тестом, предлагаемым испытуемым, был тест Смысложизненных ориентаций (СЖО), адаптированный вариант Д.А. Леонтьева [25].
Тест смысложизненных ориентации является адаптированной версией теста "Цель в жизни" Джеймса Крамбо и Леонарда Махелика. Методика была разработана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений из этой теории, в частности, представлений об экзистенциальном вакууме и ноогенных неврозах. Суть этих представлений заключается в том; что неудача в поиске человеком смысла своей жизни (экзистенциальная фрустрация) и вытекающее из нее ощущение утраты смысла (экзистенциальный вакуум) являются причиной особого класса душевных заболеваний - ноогенных неврозов, которые отличаются от ранее описанных видов неврозов.
Психологические основы предварительного расследования
Психологические особенности следственной деятельности (осмотр места происшествия, обыск, задержание, допрос свидетелей, потерпевших, подозреваемого, обвиняемого, очная ставка, опознание, следственный эксперимент, назначение, проведение судебно-психологической экспертизы)
Важной составной частью следственной (судебной, адвокатской) деят ...
Позиция и дистанция
Расположение лицом к лицу - это наиболее часто практикуемая, хотя и не единственная возможность расположения консультанта и клиента друг к другу. Позиция лицом к лицу, которая задаётся расположением кресел консультанта и клиента в пространстве кабинета - это приглашение к диалогу. Располагая кресла под некоторым углом и изменяя дистанци ...
Суицид социальная норма и реальный путь избавления от страданий во
временном пространстве
Суицид - самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни, а также отказ от реальных возможностей избежать смерти в критической ситуации. Приходится различать проведение двух типов расследования причин суицида. Выяснение причин и обстоятельств данного конкретного случая и исследование некоторых общих о ...