Экспериментальное исследование связи ценностей и смысловых ориентаций с суицидальным риском. Выбор и обоснование методик исследования
Страница 2

Психологическая информация » Ценностные и смысло-жизненные ориентации подростков с различным уровнем суицидального риска » Экспериментальное исследование связи ценностей и смысловых ориентаций с суицидальным риском. Выбор и обоснование методик исследования

Ценностные ориентации как предмет психологического исследования и психодиагностики занимают место на пересечении двух больших предметных областей: мотивации, с одной стороны, и мировоззренческих структур сознания, с другой. Они являются одной из самых личностно значимых "зон", в которые приходится вторгаться психологу.

Обоснованием применения данной методики является то, что выбранный нами метод ранжирования занимает мало времени и с этим заданием справляются даже малообразованные люди; использованная методика не утомительна для проведения исследования.

М.Рокич различает два класса ценностей - терминальные и инструментальные. Терминальные ценности М.Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности - как убеждение в том, что какой-то образ действия (например, честность, рационализм) является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей воспроизводит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.

Стимульным материалом в методике Рокича служат два списка по 18 ценностей - терминальных и инструментальных, с краткой расшифровкой содержания каждой. Методика Рокича широко известна, так что необходимости приводить ее в полном виде в практической части нет – в приложении, пожалуйста.

Список А (терминальные ценности):

-активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

-жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

-здоровье

(физическое и психическое);

-интересная работа;

-красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

-любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

-материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

-наличие хороших и верных друзей;

-общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

-познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

-продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

-развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

-развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

-свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

-счастливая семейная жизнь;

-счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

-творчество (возможность творческой деятельности);

-уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список В (инструментальные ценности):

-аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

-воспитанность (хорошие манеры);

-высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

-жизнерадостность (чувство юмора);

-исполнительность (дисциплинированность);

-независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

-непримиримость к недостаткам в себе и других;

-образованность (широта знаний, высокая общая культура);

-ответственность (чувство долга, умение держать своё слово);

-рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные рациональные решения);

-самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

-смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

-твёрдая воля (умение настоять на своём,

не отступать перед трудностями);

-терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

-широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи привычки);

-честность (правдивость, искренность);

-эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

-

чуткость (заботливость).

Последним тестом, предлагаемым испытуемым, был тест Смысложизненных ориентаций (СЖО), адаптированный вариант Д.А. Леонтьева [25].

Тест смысложизненных ориентации является адаптированной версией теста "Цель в жизни" Джеймса Крамбо и Леонарда Махелика. Методика была разработана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений из этой теории, в частности, представлений об экзистенциальном вакууме и ноогенных неврозах. Суть этих представлений заключается в том; что неудача в поиске человеком смысла своей жизни (экзистенциальная фрустрация) и вытекающее из нее ощущение утраты смысла (экзистенциальный вакуум) являются причиной особого класса душевных заболеваний - ноогенных неврозов, которые отличаются от ранее описанных видов неврозов.

Страницы: 1 2 3

Социально - психологические особенности детей сирот
Психологическое и социальное развитие детей-сирот. В настоящее время приходится констатировать, что ко всему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют род качественных негативных особенностей, которые отлич ...

Методические рекомендации по развитию памяти у детей с ЗПР дошкольного возраста. Основы коррекционного развития памяти у детей с ЗПР дошкольного возраста
В исследованиях Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, и многих других авторов развитие памяти рассматривается как процесс постепенного формирования у ребенка сложной мнемической деятельности, успешность которой существенно зависит от активности запоминающего субъекта, его отношения к заданию, от умения применять рац ...

Приложения
Анкета. Инструкция: Предлагаем ответить на вопросы, отметив наиболее подходящие Вам ответы. № Вопрос Ответ 1. Ваш возраст. 2. Пол: А Жен Б Муж 3. Курс: А 1 Б 2 В 3 Г 4 Д 5 Е Прочее (указать) 4. Форма обучения: ...