Психологические основы предварительного расследования
Страница 1

Психологическая информация » Характеристика основных разделов юридической психологии » Психологические основы предварительного расследования

Психологические особенности следственной деятельности (осмотр места происшествия, обыск, задержание, допрос свидетелей, потерпевших, подозреваемого, обвиняемого, очная ставка, опознание, следственный эксперимент, назначение, проведение судебно-психологической экспертизы)

Важной составной частью следственной (судебной, адвокатской) деятельности является исследование социально-правовых отношений между различными субъектами права, познание истины в процессе расследования преступлений или в ходе разрешения гражданско-правовых споров, установление причин возникновения всевозможного рода конфликтов в обществе, что и формирует ее психологическую специфику.

В нее входит необходимость профессионального общения, как с потерпевшим, так и с подозреваемым или обвиняемым, свидетелями, косвенными участниками правонарушения, с представителями и ответственными лицами различных учреждений и организаций, структур власти и т.п.

Однако реализация данной деятельности строго регламентирована, и осуществляется в соответствие с существующим законодательством.

В российском законодательстве действует целый ряд правовых норм, регламентирующих порядок исследования, изучения, познания тех или иных правонарушений, установления истины при разрешении различных конфликтных ситуаций уголовного либо гражданско-правового характера.

В уголовно-процессуальном законодательстве детально разработана процедура специальных следственных (судебных) действий, основное назначение которых состоит в том, чтобы дознаватель, следователь, суд, используя закономерности познавательных (когнитивных) процессов, имели возможность устанавливать истину по делу. К таким действиям следует прежде всего отнести: осмотр места происшествия, местности, помещений, предметов, в том числе трупа, документов, различных вещественных доказательств, обыск и выемку, предъявление для опознания, следственный эксперимент, экспертизу, а также допрос, в том числе на очной ставке, различных участников уголовного процесса. Ряд аналогичных действий может проводить суд и при рассмотрении гаржданско-правовых споров осматривать вещественные доказательства, исследовать различного рода документы, при необходимости назначать экспертизы (ст. 66, 72, 75, 78 ГПК РСФСР).

Но юристам, вовлеченным в процесс познания, необходимы знания не только процессуального порядка проведения этих действий, но и психологических особенностей поведения лиц, участвующих в них, оценивающих доказательственную информацию, которую получают с помощью этих действий. Поэтому необходимо рассмотреть наиболее распространенные следственные действия, имеющие наиболее выраженный познавательный характер.

Одним из них являются осмотр места происшествия.

Это процессуальное действие предполагает проведение следственного (судебного) осмотра вещественных доказательств, обнаруженных на месте совершения преступления. Оно является одним из самых распространенных и в то же время наиболее ответственным следственным действием прежде всего ввиду своей неповторимости. Обычно с него, как правило, и начинается весь процесс познания правонарушения.

Для повышения качества осмотра необходимо знать о существовании как минимум двух объективных, но разнонаправленных феноменов:

1) Каким бы изощренным не был правонарушитель, он всегда на месте происшествия оставляет следы, которые могут его изобличить.

2) По тем или иным причинам следователи порой не могут своевременно обнаружить эти следы.

Можно ли это объяснить только недобросовестным отношением следователя к осмотру или низким уровнем его профессионализма, либо изощренностью преступника – по-видимому нет. Так как существуют и другие чисто психологические причины, которые негативно влияют на поведение следователя и качество проводимой им работы.

Чтобы максимально повысить качество осмотра места происшествия необходимо иметь твердую психологическую установку, что МЕСТО ПРОИСШЕСТВИЯ – ЭТО ВАЖНЕЙШИЙ ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА.

Это прежде всего пространство, на котором разворачивается предметная деятельность лица, совершившего преступление, а также потерпевшего, свидетелей, а в последующем – следователя, понятых, специалистов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Особенности эмоциональной сферы умственно отсталых детей
Эмоциональное развитие умственно отсталых детей . Особым образом идёт развитие эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка. Во-первых, чувства умственно отсталого ребенка долгое время не достаточно дифференцированы. В этом отношении он несколько напоминает малыша. Известно, что у очень маленьких детей диапазон переживаний невелик: ...

Причины и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте
Вопрос о причинах тревожности является центральным и вместе с тем наименее исследованным в изучении этой проблемы. Ответ на него во многом зависит от того, рассматривается ли она как личностное образование и/или как свойство темперамента. С ответом на этот вопрос связано представление о способах преодоления тревожности, хотя далеко не в ...

Работа с реквизитом
Для некоторых непосредственные отношения с другими могут быть болезненными или пугающими переживаниями. Тогда соединению участников группы может помочь работа с предметами. Более того, предметы могут способствовать прямому выражению чувств, когда действительные чувства слишком пугают. Пеновые мячики можно бросить, разломать раздавить; п ...