Психологические основы предварительного расследованияСтраница 6
Перспективным направлением в работе следователя, особенно по сложным и «запутанным» уголовным делам, видится участие в осмотре места происшествия в качестве специалиста судебного психолога, который сможет оказать необходимую помощь участникам осмотра в дешифровке материальных следов в психологическое содержание преступного поведения правонарушителя, в составлении психологического портрета преступника.
Психология проведения обыска
В отличие от осмотра места происшествия поисковая следователя во время обыска осуществляется чаще всего в условиях непосредственного контакта с лицами, не заинтересованными в том, чтобы искомые предметы были найдены, в остановке открытого психологического противодействия с их стороны. Эти лица в процессе проведения обыска имеют возможность оценивать результативность усилий следователя, его индивидуально-психологические особенности и профессиональные качества.
Психология личности обыскиваемого (психология прячущего)
и его поведения во время обыска имеет свои особенности. Чаще это связано с наличием или отсутствием факта неожиданности при его проведении. В первом случае обыскиваемый не сумел или не успел предпринять действий, направленных на сокрытие или уничтожение вещественных доказательств, был психологически не готов к проведению обыска. А во втором – он предвидел его возможность, в связи с чем предпринял необходимые меры к сокрытию искомого, психологически подготовился к конфликтной ситуации, на уровне своего интеллектуального развития мысленно смоделировал возможный ход поисковой деятельности следователя, и в зависимости от этого отработал различные варианты своего поведения.
На сокрытие искомого, на поведение обыскиваемого во время обыска влияют: его интеллектуальное развитие, особенности мышления, познавательные интересы, ведущие потребности, которые в своей совокупности формируют индивидуальный стиль деятельности, отражающий определенные предпочтения человека в выборе способов усвоения и переработки информации, его ценностные ориентации, мотивационную сферу.
В тесной связи с этими свойствами личности, влияющими на выбор способов сокрытия искомого, находятся характерологические особенности (эгоизм, жадность, трусливость, аккуратность и т.д.), приобретенные человеком привычки, профессиональные знания и навыки.
Определенная рассогласованность в поведении обыскиваемого во время проведения у него обыска, совершение им «ошибочных» действий могут быть в значительной мере обусловлены его низкой эмоционально-волевой устойчивостью, повышенной тревожностью.
Наиболее часто обыскиваемый пытается укрыть вещественные доказательства в недоступных или труднодоступных местах (чердаки, повалы, мусорные баки, выгребные ямы, колодцы, тайники), рассчитывая, что следователь будет не в состоянии преодолеть существующие преграды поиска.
Но лица, наделенные развитым интеллектом, помимо объективно
недоступных (труднодоступных) мест, нередко используют субъективно
недоступные для обыска места, прибегают к нестандартным решениям в расчете на то, что следователь не обратит внимание на объекты, открыто находящиеся в его поле зрения. Например, какой-нибудь важный финансовый документ может находиться не в сейфе или тайнике, а прямо на видном месте в газетной стопке и т.п.
Ценную для поиска информацию следователь может получить и в ходе самого обыска, наблюдая за поведением и психофизиологическим состоянием, реакциями обыскиваемого. Поэтому процедуру обыска целесообразнее проводить с помощником, который, помимо поиска, будет незаметно наблюдать за обыскиваемым.
Стремясь ввести следователя в заблуждение или просто желая скрыть свое волнение, обыскиваемые прибегают к различным уловкам:
- демонстрируют мнимое сотрудничество со следователем, свою готовность оказать ему содействие в расчете на то, чтобы притупить его бдительность, настороженность, внушить ему мысль, что его поиски бесплодны, так как искомые предметы отсутствуют;
- умышленно отвлекают его внимание следователя посторонними разговорами, различными просьбами, жалобами на свое здоровье, хождением по квартире под предлогом какой-либо срочной необходимости;
Любите ли Вы (нравится ли Вам, хотели бы вы)…
1. Знакомиться с жизнью растений и животных?
2. Уроки географии, чтения учебника по географии?
3. Читать художественную или научно-популярную литературу о геологических экспедициях?
4. Уроки и учебник анатомии и физиологии человека?
5. Уроки домоводства или домашние занятия домоводством?
6. Читать научно-популярную литературу о физ ...
Из истории вопроса
Началом формирования института отцовства можно считать период возникновения частной собственности, когда появилась естественная необходимость передать ее в наследование одному из сыновей. В это же время за мужчиной — хранителем традиций — закрепляется функция обеспечения женщин и детей. Поскольку стереотипы родительского поведения мужчи ...
Нравственная спонтанность
Толпа безответственна и ветрена, поэтому если с нравственностью связывать постоянное следование соответствующим нормам, то толпу скорее надо назвать морально индифферентной - она способна как на всякий героизм, так и на низкое злодейство. Но если последняя характеристика толпы отмечалась и до Лебона (например, Г. Тардом), то его заслуго ...