Психологические основы предварительного расследованияСтраница 8
Большое внимание на эффективность обыска оказывают интеллектуальные качества следователя
, его высокая познавательная активность, гибкое, творческое, нестандартное мышление, позволяющие в изменяющееся обстановке своевременно использовать новую, порой незначительную на первый взгляд информацию, быстро переключать свое внимание в условиях воздействия большого количества информации, выбирать из информации самое нужное в данный момент. Важны также собранность, организованность, высокая работоспособность, склонность к оперативному анализу, сопоставлению разрозненных фактов и выявлению на этой основе скрытых взаимосвязей. Например, возникновение едва уловимых признаков нервно-психического напряжения у обыскиваемого, совпадающих по времени с осмотром каких-либо предметов.
Помимо наблюдения следователь может применять различные тактико-психологические методы, приемы проверки непроизвольных реакций обыскиваемого, которые разработаны в судебной психологии и криминалистике:
- метод беседы или «словесной разведки»
- прежде, чем начать обследование какого-либо объекта следователь интересуется у обыскиваемого, что там находится, и наблюдает за реакцией обыскиваемого;
- метод испытания
– следователь через какое-то время возвращается к обследованному объекту, осмотр которого совпал с появлением у обыскиваемого непроизвольных психофизиологических реакций;
- метод сравнения
– позволяет выявить в осматриваемых предметах существенные различия, неоднородность формы, окраски или, например, оклейки обоями стен, отсутствие признаков, характерных для оригинала.
Применяются и другие методы, описанные в различных учебниках и руководствах по криминалистике.
Психологические особенности допроса
Допрос – самый распространенный способ получения доказательств по делу и в то же время одно из самых сложных следственных действий, поскольку его проведение требует от следователя достаточно высокой профессиональной и психологической культуры, глубокого знания людей, их психологических особенностей, мастерского владения тактическими приемами допроса. Без всего арсенала этих качеств следователю вряд ли удастся получить достоверные показания и изобличить ложные. В целях объективного, полного и всестороннего расследования, получения адекватной информации о расследуемом событии следователь должен уметь осуществлять эффективную коммуникативную деятельность, умение общаться, знание приемов и методов манипулятивного воздействия на оппонента крайне необходимо следователю, поскольку его собеседники, как правило, или скрывают необходимую информацию, или умышленно ее искажают или же выдают ее в деформированном виде в силу определенного субъективных особенностей.
Этому аспекту следственных действий посвящено большое количество литературы. В последние годы вышло несколько тематических монографий: «Тактика и психологические основы допроса» (Кертес И., 1965), «Тактика допроса при расследовании преступлений» (Васильев А.Н., Карнеева Л.М., 1970) и «Тактика допроса при предварительном следсивии» (Карнеева Л.М., Ордынская С.С., Розенблит С.Я.) и др.
Средство или механизм межличностного общения, обеспечивающий его нормальное его протекание и продуктивность, называется «раппорт». Хороший раппорт с другим человеком создает подходящие условия для действенного обмена мыслями и мнениями. Умение общаться не ограничивается содержанием наших слов и жестами. Оно подразумевает более сложное и не всегда заметное взаимодействие. Временами раппорт устанавливает как бы сам собою, и формулу успеха в этих случаях мы могли бы назвать хорошим «сочетанием характеров»: вы просто мгновенно «находите общий язык» с человеком. Однако в следственной практике такие явления достаточно редки хотя бы потому, что следователь и обвиняемый обычно даже при сходстве характеров находятся по разные стороны «баррикад». Поэтому для следователя является весьма важным элементом его профессиональной деятельности умение общаться, причем делать это доверительно и очень профессионально. Искусство установки раппорта может стать прекрасным средством достижения профессиональной коммуникаций.
Символизация власти
Символ - нечто, содержащее в себе указание на те или иные отличные от него предметы, для которых он является обобщенным и неразвернутым знаком. По Ю.Лосеву, это идейно-образная или идейная структура. Символ - не просто знак тех или иных предметов, он заключает в себе обобщенный принцип развертывания свернутого в нем смыслового содержани ...
Невменяемость и ее установление в судебной психиатрии
Современное представление о невменяемости имеет свою историю, которая отражает различные подходы к решению данного вопроса. Отечественные психиатры всегда считали, что материалистическое понимание свободы действий (воли) обусловлено (детерминировано) внешними условиями и событиями, хотя субъективно кажется, что поступки человека независ ...
Дети с церебральным параличом
Церебральный паралич входит в более широкую категорию нарушений развития, которая включает в себя нарушения опорно-двигательного аппарата. Дети с такими нарушениями характеризуются наличием недостатков мышечной, скелетной систем и определённым состоянием центральной нервной системы. В зарубежной психолого-педагогической литературе приме ...