Экспериментальное изучение особенностей тревожности у несовершеннолетних осужденных. Выявление уровня тревожности несовершеннолетних осужденных
Страница 2

Психологическая информация » Тревожность осужденных подросткового возраста » Экспериментальное изучение особенностей тревожности у несовершеннолетних осужденных. Выявление уровня тревожности несовершеннолетних осужденных

В результате выяснилось, что более половины воспитанников 60% - 12 человек испытывают тревожность. При этом, качественный анализ факторов вызывающих тревогу у воспитанников позволил представить их в виде 4 групп:

1 группа 17% подростков 6 человек – факторы тем или иным образом связаны с процессом адаптации к условиям воспитательной колонии и собственно процессом ресоциализации. Данное исследование показывает, что многие подростки испытывают затруднения в учебе, связанные с несформированнностью учебных компонентов. Они ощущают неуверенность в собственных силах и ощущениям неопреодолимости трудностей, страхам перед неизвестностью.

Ко второй группе факторов вызывающих тревогу у несовершеннолетних осужденных относятся факторы базирующиеся системе межличностных отношений выявляемые в 32% случаев от общего числа опрошенных. Наиболее характерными из них являются: межличностные конфликты и их следствия; страх одиночества; комплекс неполноценности во взаимоотношениях, проявляющиеся в неуверенности субъекта в том, что он интересен людям, боязни отвержения, неумелой презентации; непонимание со стороны воспитателей; трудности в установлении контактов с воспитателями и т.д.

В третью группу факторов, вызывающих тревогу у осужденных составляют социальные факторы, связанные с системой специфических отношений в условии колонии. В этой группе факторов выделили две подгруппы, в первую из них входят текущие трудности главным образом связанные с бытовыми проблемами жизни в условиях воспитательной колонии. 11 % случаев 4 человека. Ко второй подгруппе 9% случаев 3 человека можно отнести факторы тревоги экзистенционального характера, связанные с субъективной оценкой совершенного преступления; с осмыслением своего места в мире; ощущением бессмысленности своего существования, страхом грядущей смерти своей или близких людей; инвалидности; неизлечимых заболеваний. Ниже на диаграмме наглядно показаны результаты методики.

Таким образом, данные проведенного нами опроса показали, что подавляющее большинство воспитанников (12 человек – 60%) испытывают комплекс трудностей психического социально – психологического социального и бытового характера. Из них 35% показали очень высокий уровень тревожности, 25% - высокий уровень тревожности. 35% несовершеннолетних осужденных находятся на среднем уровне тревожности по методике Спилбергера - Ханина. Это говорит о повышенном уровне общего уровня тревожности у осужденных, что является выражением неудовлетворенности их значимых потребностей. Это объясняется тем, что подростки испытывают потребность в самовыражении, они активны и стремятся реализовать свои устремления в определенной деятельности. Однако в условиях воспитательной колонии эти устремления реализовать в достаточной иерее сложно.

То есть, повышенный уровень тревожности может привести к негативным последствиям – развитию невротических синдромов, и кроме того затруднению воспитательной работы направленной на исправление несовершеннолетних преступников.

Методика № 2 (Личностная шкала проявления тревоги – Тейлор-Т.А.Немчинов)

В процессе обучения подростков образовательном учреждении, которое является структурным подразделением Биробиджанской воспитательной колонии с ними была проведена методика. Нами была использована личностная шкала проявления тревоги (J. Teylor, 1953) опросник предназначен для измерения тревожности адаптирован Т.А. Немчиным.

Опросник состоит из пятидесяти утверждений. Для удобства каждое утверждение предлагается подросткам на отдельной карточке. Согласно инструкции, испытуемый откладывает вправо и влево карточки, в зависимости от того, согласен он или не согласен с содержащимися в них утверждениями (опросник дан в Приложении). Тестирование продолжается в зависимости от индивидуальных особенностей 15-30 минут.

Суммарная оценка:

40-50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги;

25-40 баллов свидетельствует о высоком уровне тревоги;

15-25 баллов – о среднем (с тенденцией к высокому) уровне;

5-15 баллов – о среднем (с тенденцией к низкому) уровне и 0-5 – о низком уровне тревоги.

Данный опросник является надежным источником информации самооценки уровня тревожности.

Результаты методики занесены в таблицу 2.3

Таблица 2.1.2

Уровень тревожности воспитанников по Тейлору

Ф.И.О.

Балл

Уровень

Андрей А.

26

высокая тревож.

Роман Ш.

29

высокая тревож.

Генадий К.

19

Средняя тревож.

Алексей К.

31

высокая тревож.

Юрий В.

32

высокая тревож.

Игнат З.

14

Низкая тревожность

Алексей Д.

28

высокая тревож

Сергей Л.

38

высокая тревож.

Дмитрий Н.

22

Средняя тревож

Евгений У.

24

высокая тревож.

Юрий Г.

20

Средняя тревож

Валентин Д.

36

высокая тревож.

Андрей Р.

34

высокая тревож.

Василий Щ.

15

Низкая тревож

Сергей М.

29

высокая тревож.

Иван Ч.

29

высокая тревож.

Максим Л.

18

Средняя тревож

Сергей Г.

14

Низкая тревож

Владимир В.

37

высокая тревож.

Александр Ч.

14

Низкая тревож

Страницы: 1 2 3

Психолого-педагогическая характеристика развития детей раннего возраста
Особенностям развития детей раннего возраста посвящены исследования таких ученых-психологов, как Н.М. Аксарина, В.Г. Алямовская, Л.С. Выготский, В.С. Мухина и др. [3, 4, 11, 34] За кризисом первого года жизни приходит стабильное раннее детство. Оно охватывает возраст от 1 до 3 лет и заканчивается кризисом 3 лет. Психофизиологическими ...

Социально-психологические проблемы личности пожилых людей в современном обществе
Как указывалось выше, проблемы пожилых в современном обществе рассматриваются обычно как следствие индустриализации и урбанизации. По мнению Т. Харевен, такие объяснения достаточно упрощенны. Она предлагает изучать проблемы старения в связи с историческими сдвигами в трех областях индивидуальной жизнедеятельности: локализация в историче ...

Заключение.
В данном исследовании мы постарались проанализировать феномен доверия к себе и к миру. По мнению Ф.В.Бассина единственным подлинным предметом психологического знания должны стать так называемые значащие переживания, к которым можно отнести явление доверия. Особая сложность изучения значащих переживаний заключена в их ситуативности, дина ...