Проведение формирующего этапа по коррекции тревожности и анализ эффективности коррекционной работы
Страница 1

Психологическая информация » Тревожность осужденных подросткового возраста » Проведение формирующего этапа по коррекции тревожности и анализ эффективности коррекционной работы

Исследование показало необходимость коррекции личностной и ситуативной тревожности у подростков.

Для работы с подростками были разработаны ряд занятий с применением различных коррекционных приемов направленных на саморегуляцию и адаптацию личности. Работа проходила в условиях образовательного учреждения, как части воспитательной колонии.

Работа по преодолению тревожности осуществлялась на основе методики обучения навыкам контроля при повышенной тревожности, которая является одной из форм поведенческой терапии. АМТ была разработана в 1971 году Ф.Ричардсоном [5]. Теоретическим обоснование указанной методики служит предположение что подростки могут быть обучены идентификации сигналов, которые присутствуют при возникновении состояния тревоги (Занятия даны в ПРИЛОЖЕНИИ).

Основные техники АМТ проводились в группах для 8 человек.

Занятия организовывались таким образом, чтобы самый тревожный подросток сумел получить необходимые навыки. Например, если он не сумел приобрести навык достижения релаксации, переход ко второму занятию теряет всякий смысл.

Поскольку сцены релаксации должны быть созданы для всех воспитанников, это совершенно естественно увеличивает время каждого занятия. В целом продолжительность первого занятия составила 75 минут. Для обеспечения формирования навыка релаксации у всех участников группы первое занятие повторялось.

Правило удлинения времени и повторы занятий при необходимости также распространяются на все последующие занятия техники АМТ. На занятие, посвященное формированию ситуации тревоги уровня интенсивности 60, также отведено 75 минут (занятие 2 по индивидуальной технике АМТ). То же относится к формированию ситуации тревоги , с уровнем интенсивности 90 (занятие 4 по индивидуальной технике АМТ).

Занятия для стандартной группы в 6-8 человек организованы следующим образом.

Занятие 1 — объяснение, идентификация сцены релаксации и тренинг релаксации.

Занятие 2 — повторение занятия 1.

Занятие 3 — идентификация ситуации тревоги (уровень интенсивности 60), инструкция по релаксации, а также инструкция по активации тревоги с последующим контролем релаксации.

Занятие 4 — самостоятельная релаксация, инициируемая подростками, активация тревоги с последующим релаксационным контролем — внимание к ранним сигналам тревоги.

Занятие 5 — повторение занятия 4.

Занятие 6 — идентификация ситуации тревоги (уровень интенсивности 90), самостоятельная релаксация, осуществляемая

В занятия были включены так же некоторые общие способы и приемы коррекционной работы:

1. «Переинтерпретация» симптомов тревожности. Часто людей с повышенной тревожностью деморализуют первые признаки появления этого состояния. Во многих случаях оказывается полезным рассказать, объяснить им, что это признаки готовности человека действовать (признаки активации), их испытывают большинство людей, и они помогают ответить, выступить как можно лучше. При определенной тренировке этот прием может помочь «выбраться из чертова колеса».

2. «Настройка на определенное эмоциональное состояние». Воспитаннику предлагается мысленно связать взволнованное, тревожное эмоциональное состояние с одной мелодией, цветом, пейзажем, каким-либо характерным жестом; спокойное, расслабленное — с другим, а уверенное, «побеждающее» — с третьим. При сильном волнении сначала вспомнить первое, затем второе, затем переходить к третьему, повторяя последнее несколько раз.

3. «Приятное воспоминание». Подростку предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представлять эту ситуацию.

4. «Использование роли». В трудной ситуации воспитанникам предлагается ярко представить себе образ для подражания (например любимого киногероя), войти в эту роль и действовать как бы «в его образе». Этот прием оказывается особенно эффективным для юношей.

5. Контроль голоса и жестов. Воспитаннику объясняется, как по голосу и жестам можно определить эмоциональное состояние человека, рассказывается, что уверенный голос и спокойные жесты могут иметь обратное влияние — успокаивать, придавать уверенность. Указывается на необходимость тренировки перед зеркалом и «зрителями», например, при подготовке уроков.

6. «Улыбка». Обучение целенаправленному управлению мышцами лица. Дается ряд стандартных упражнений для расслабления мышц лица и объясняется значение улыбки для снятия нервно-мышечного напряжения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Невменяемость и ее установление в судебной психиатрии
Современное представление о невменяемости имеет свою историю, которая отражает различные подходы к решению данного вопроса. Отечественные психиатры всегда считали, что материалистическое понимание свободы действий (воли) обусловлено (детерминировано) внешними условиями и событиями, хотя субъективно кажется, что поступки человека независ ...

Теоретические проблемы исследования пограничных психических расстройств. Методы психологического исследования невротических и личностных расстройств
Применение экспериментально-психологических методов, традиционно используемых в психиатрии, получило свое распространение на рубеже XIX—XX веков. Еще в 1907 г. В.М.Бехтерев описал ряд методических приемов «объективно-психологического исследования душевнобольных», подчеркивая, что эти методы не только дополняют и углубляют клинические на ...

Фактор М “Практичность – развитое воображение”
При низких оценках человек практичный, добросовестный. Он ориентируется на внешнюю реальность и следует общепринятым нормам, ему свойственна некоторая ограниченность и излишняя внимательность к мелочам. При высокой оценке можно говорить о развитом воображении, ориентировании на свой внутренний мир, высоком творческом потенциале человек ...