Проведение формирующего этапа по коррекции
тревожности и анализ эффективности коррекционной работыСтраница 2
7. «Дыхание». Рассказывается о значении ритмичного дыхания, предлагаются способы использования дыхания для снятия напряжения, например, делать выдох вдвое длиннее, чем вдох; в случае сильного напряжения сделать глубокий выдох вдвое длиннее; в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20—30 секунд.
8. «Мысленная тренировка». Ситуация, вызывающая тревогу, заранее представляется во всех подробностях, трудных моментах, вызывающих ее переживания, тщательно, детально продумывается собственное поведение.
9.«Репетиция». Психолог проигрывает с воспитанником ситуации, вызывающие у того тревогу. Например, подросток как бы выполняет задание педагога перед аудиторией, психолог исполняет роль «строго педагога», «насмешливого товарища», детально отрабатывая способы действия выступающего. Полезным оказывается также, когда психолог, не предупреждая об этом заранее подростка, меняет тон разговора с ним — становится нетерпеливым, прерывающим собеседника, недовольным слушателем.
10. «Доведение до абсурда». В процессе беседы с психологом, а также в некоторых других, априорно «спокойных» ситуациях, подростку предлагается играть очень сильную тревогу, страх, делая это как бы дурачась.
11. «Переформулировка задачи». Известно, что одной из причин, мешающих результативной деятельности тревожных людей, является то, что они сосредоточены не только на ее выполнении, но и в большей степени на том, как они выглядят со стороны. Необходимо также обучать подростка умению снижать значимость ситуации, понимать достаточно относительное значение «победы» или «поражения». В этом плане эффективным оказывается такой прием, когда некоторые ситуации предлагается рассматривать как своего рода тренировочные, в которых он может поучиться владеть собой для предстоящих более серьезных испытаний.
После проведения формирующего этапа исследования была проведена диагностика тревожности и социальной адаптации.
Тест на исследование тревожности (Опросник Спилбергера – Ю.Л.Ханина)
Таблица 2.4.1
Уровень тревожности несовершеннолетних осужденных
Ф.И.О. |
Балл |
Уровень |
Андрей А. |
3,1 |
высокая тревож. |
Роман Ш. |
3,4 |
высокая тревож. |
Генадий К. |
2,4 |
Средняя тревож. |
Алексей К. |
3,4 |
высокая тревож. |
Юрий В. |
3,1 |
высокая тревож. |
Игнат З. |
1,9 |
Низкая тревожность |
Алексей Д. |
3 |
высокая тревож |
Сергей Л. |
3,4 |
высокая тревож. |
Дмитрий Н. |
2,2 |
Средняя тревож |
Евгений У. |
3,3 |
высокая тревож. |
Юрий Г. |
2,5 |
Средняя тревож |
Валентин Д. |
3,1 |
высокая тревож. |
Андрей Р. |
2 |
Средняя тревож. |
Василий Щ. |
2 |
Средняя тревож |
Сергей М. |
3,1 |
высокая тревож. |
Иван Ч. |
4 |
Очень высокая тревож. |
Максим Л. |
2,4 |
Средняя тревож |
Сергей Г. |
2,1 |
Средняя тревож |
Владимир В. |
4 |
Очень высокая тревож. |
Александр Ч. |
2 |
Средняя тревож |
Психологические типы личности.
Юнг считал исследование психики наукой будущего. Для него актуальная проблема человечества заключалась не столько в угрозе перенаселения или атомной катастрофе, сколько в опасности психической эпидемии. Таким образом, в судьбе человечества решающим фактором оказывается сам человек, его психика. Для Юнга этот “решающий фактор” сфокусиров ...
Особенности познавательных процессов у детей с ЗПР
Особенности познавательной сферы детей с ЗПР широко освещены в психолого-педагогической литературе (В.И. Лубовский, Т.П. Артемьева, С.Г. Шевченко, М.С. Певзнер и др.). Несмотря на большое количество классификаций, которые предлагали различные специалисты, работающие в этой области, все они выделяют общую структуру дефекта задержки психи ...
Результаты, полученные по опроснику Леонгарда-Шмишека
Результаты исследования показали, что большинство испытуемых (89%) набрали высокие баллы по гипертимному типу акцентуации (Приложение 5, таблица 1). Это говорит о присутствии в характере испытуемых таких черт, как подвижность, общительность, выразительность жестов и мимики, разговорчивость, чрезмерная самостоятельность, недостаток чувст ...