Теоретические основы исследования. Материнство. Материнство и его основные компоненты
Страница 1

Психологическая информация » Трансгенерационные паттерны материнского поведения » Теоретические основы исследования. Материнство. Материнство и его основные компоненты

Материнство – сложный феномен, имеющий физиологические механизмы, эволюционную историю, культурные и индивидуальные особенности.

В каждой культуре есть целый институт материнства, который в качестве составной части включает в себя способы воспитания женщины как матери. Эти способы рассчитаны на то, что часть содержания своих функций мать будет осознавать, а часть – нет. Соответственно, в общественном сознании также не все функции матери полностью осознаются. Часть из них представлена в форме поверий, примет, суеверий и т.п. Все вместе это может быть охарактеризовано как конкретно-культурный "путь к модели" материнства, которое само по себе есть инструмент, созданный природой и обществом для "производства" ребенка как представителя своего вида и своей культуры. В обществе постоянно происходят изменения модели материнства и детства, соответствующие изменению в самих общественных отношениях [Шнейдер Л.Б., 2000]. Элизабет Бадинтер писала: "Женщина становится лучшей или худшей матерью в зависимости от того, ценится или же обесценивается в обществе материнство".

В современном обществе происходит разрыв межпоколенных связей, потеря традиционных способов опыта и оформления материнско-детского взаимодействия. Женщина на пороге материнства оказывается неосведомленной об элементарных особенностях развития ребенка и своих функциях в уходе за ним и общении. Кроме того, уменьшение количества детей в семье ведет к тому, что часто первый младенец, с которым встречается мать, - это ее собственный ребенок [Шнейдер Л.Б., 2000].

Материнство, как психосоциальный феномен, рассматривается с двух основных позиций: материнство как обеспечение условий для развития ребенка (в частности материнско-детские взаимоотношения) и материнство как часть личностной сферы женщины (например, удовлетворенность женщины своей материнской ролью).

Под ролью в психологии и социальной психологии чаще всего понимаются "нормативно одобренные формы поведения, ожидаемые от индивида, занимающего определенную позицию в системе общественных и межличностных отношений" [Петровский А.В., Ярошевский М.Г., 1985]. Кроме самого поведения, в понятие "роль" включаются также "желания и цели, убеждения и чувства, социальные установки, ценности и действия, которые ожидаются или приписываются человеку, занимающему в обществе определенное положение" [Петровский А. В., Ярошевский М. Г., 1985].

Это полностью относится и к семейным ролям "отец", "мать", "муж", "жена", "ребенок", "родственник". Так, от любой матери ожидается, что она будет заботиться о своих детях. В роль "матери" входит и комплекс чувств, важнейшее из которых — любовь к детям. Мать — это не только определенные поведение и чувства, но и цели, к достижению которых она должна стремиться, а именно воспитать своих детей, вырастить из них достойных людей. [Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 2000].

Феномен материнства – явление динамическое, включающее в себя процесс становления и развития (формирование установок, затем совершенствование материнского поведения, пересмотрение установок).

На стадии развитой формы материнство включает в себя [Овчарова Р.В., 2003]:

1. Родительские ценности

2. Установки и ожидания

3. Родительское отношение

4. Родительские чувства

5. Родительские позиции

6. Родительскую ответственность

7. Стиль семейного воспитания

Страницы: 1 2

Структура речевой коммуникации
Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно ‘перевести’ сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру (от ...

Выявление уровня развития речи детей раннего возраста и стиля общения педагога
Результаты проведенного исследования стиля взаимодействия воспитателей групп раннего возраста Светланы Анатольевны и Ксении Сергеевны по методике В.Л. Симонова целесообразно представить в виде таблицы 1: Таблица 1. Результаты исследования стиля педагогического общения Ф. И.О. воспитателя Авторитарный стиль Демократический с ...

Предупреждения
Квалифицированный танцтерапевт должен закончить программу по танцевальной терапии, сертифицированную ADTA и должен быть зарегистрирован в ADTA. Он или она не должны быть просто танцорами, а обязательно пройти интенсивное обучение психологии. Побочные эффекты Побочные эффекты неизвестны. Исследования и общее признание Когда-то танцев ...