Механизмы формирования материнстваСтраница 3
6. Роды и послеродовой период. В этот период происходит встреча с ребенком, что обеспечивает возможность изменений в содержаниях материнской сферы. На этом периоде происходит замыкание эволюционно ожидаемых условий для матери и ребенка, способствующих образованию эмоциональной взаимосвязи. Для матери эти условия возникают и поддерживаются в процессе послеродовой обработки ребенка и прикладывания к груди.
7. Новорожденность. Период новорожденности во всех культурах выделяется и оформляется многочисленными правилами и обрядами. Мать и ребенок всегда более или менее строго изолируются от внешнего мира контактов с другими людьми (М. Мид). Помимо гигиенического значения в этом заложен глубокий психологический смысл. Обеспечивается центрация всей жизни матери на ребенке и своих переживаниях, создаются условия, способствующие приданию всем ее переживаниям положительно-эмоционального значения и закреплению личностной ценности для нее этого периода жизни.
8. Совместно-разделенная деятельность матери с ребенком. В этом периоде у матери уже есть определенный стиль эмоционального сопровождения взаимодействия с ребенком. Происходит дальнейшее развитие ее переживаний и поведения в ситуациях, где требуются ее функции как объекта привязанности и участия в деятельности ребенка в качестве эмоционального санкционера успешности достижения целей. При благоприятных условиях само развитие ребенка обеспечивает перевод интереса матери с переживаний от контакта с ним на удовольствие от результатов его активности.
9. Возникновение интереса к ребенку как личности. Первое полугодие второго года для ребенка считается сензитивным для изменения формы привязанности. Это связано с необходимостью нового отношения к матери к его активности, сочетанию обеспечения безопасности и самостоятельности. Излишняя тревожность и ограничение активности ребенка ведут к тому, что его вера в надежность мира и защиту матери могут поколебаться. Нечувствительность матери к проблемам ребенка, возникающим в связи с расширением его взаимодействия с миром, когда он вынужден сам справляться со своими страхами и фрустрациями, способствует развитию избегающей привязанности.
Уровень конкретной личности. Этот уровень включает в себя личностные характеристики женщины, ее ценности и жизненные установки, которые могут в значительной мере повлиять на формирование материнской роли, порой даже вразрез с общественными традициями.
Таким образом, описанные выше уровни и входящие в них компоненты во многом определяют формирование материнских установок и материнского поведения в целом. Однако протекание процессов, характерных для каждого уровня, зависит от многих внешних факторов, и в частности от влияния сформировавшихся сценариев детско-родительских отношений, воспроизводящихся в поколениях.
Основные методы этнопсихологических исследований
Методы этнопсихологических исследований представляют собой достаточно большое количество относительно однородных приемов и способов изучения национально-психологических особенностей людей. Среди них можно выделить как основные, так и дополнительные.
К первым относятся наблюдение, эксперимент, опрос, беседа, интервью и др.
Наблюдение — ...
Результаты исследования и их обсуждение
Перед проведением формирующего эксперимента нами был проведён констатирующий эксперимент.
Констатирующий эксперимент в нашем исследовании состоял из 6 заданий, составленных на основании показателей познавательного развития, предложенных Е.Б. Волосовой.
При составлении этих показателей автор книги "Развитие ребёнка раннего возраст ...
Возрождение – Обновление
Тринадцатая группа включает в себя символы возрождения, "нового рождения". Она связана с предыдущей группой, поскольку полное превращение человека создает основу для его возрождения, которое в сущности представляет собой не что иное, как "новое рождение", рождение "нового человека" из глубин старой личности ...