Сценарий воспроизведения детско-родительских отношенийСтраница 1
Понятие "сценарий" впервые было использовано американским психотерапевтом Э. Берном. Он определил его как постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется . еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей [Э.Берн;1992]. Это своего рода бессознательное принятие ребенком предписывающего "образа" будущей взрослой жизни. Истоки многих жизненных сценариев, по Берну, лежат даже не в родительской семье, а в более ранних поколениях. Автору удалось проследить трансляцию сценария "Мой сын будет врачом" на протяжении пяти поколений.
Н. Пезешкиан считал, что от одного поколения к другому передаются стратегии переработки конфликтов и формирования симптомов, структуры мировоззрения и структуры отношения, которые переходят от родителей к детям. Он назвал это "семейные концепции"; они берут начало в критических переживаниях одного из членов семьи, в религиозных и философских идеях, укореняются, усваиваются детьми и снова передаются следующему поколению. Примеры семейных концепций могут быть такими: "Что скажут люди", "Верность до смерти", "Ничего не дается легко" и т.п.
В отечественной психологии Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис рассматривают патологизирующее семейное наследие, характерное для дисфункциональных семей как формирование, фиксацию и передачу эмоционально-поведенческого реагирования от прародителей к родителям, от родителей к детям, внукам и т.д. Ригидные, иррациональные, жестко связанные между собой убеждения, заимствованные у представителей старшего поколения, формируют личность, малоспособную к адаптации, страдающую пограничными нервно-психическими расстройствами [Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова; 2002].
В практических исследованиях психотерапевты обнаружили важнейшую закономерность: неосознанную тенденцию повторять модель отношений своих родителей в собственной семье. Психологический механизм этого процесса можно представить следующим образом: человек воспроизводит не свое поведение и не поведение других людей по отношению к себе, а усваивает путем неосознанного подражания поведение людей по отношению друг к другу, и только тех людей, которые значимы для него.
Обнаружены и другие закономерности: ребенок обучается своей будущей супружеской роли, мысленно отождествляя себя с родителем того же пола. Что касается родителя противоположного пола, то его образ очень важен при выборе будущего партнера. Вероятность гармоничного союза между мужчиной и женщиной напрямую определяется сходством моделей семей, из которых происходят супруги.
В общем целом сценарий социализации и воспроизводства семьи выглядит так:
1. Дети первоначально получают в качестве образца модель отношений супругов в родительской семье.
2. Затем они проигрывают эти отношения, выступая в разных ролях в играх с братьями или сестрами или сверстниками.
3. На основе оценки сходства моделей семьи они выбирают партнера и воспроизводят структуру ролевых отношений родительской семьи в своей новой семье [Э.Берн;1992].
Получается, что родительская семья – а именно сложившиеся сценарии детско-родительских отношений – несет в себе богатый материал для становления материнских установок и, следовательно, материнского поведения в целом.
Психологические особенности индивида в толпе
"Когда отдельные люди образуют массу,
то достоинство каждого из них в отдельности
гибнет под ногами толпы".
В. Швебель
Какие черты могут охарактеризовать человека в толпе, раскрывает Р.И. Мокшанцев в одной из серии работ «Высшее образование».
Анонимность.
Немаловажная особенность самовосприятия индивида в толпе - это ощу ...
Еженедельник "Молоток" № 30. 2001. www.zabey.ru
Как и любая сфера деятельности, включающая профессиональные и частные интересы, интернет является своеобразной средой функционирования индивидуума, обладающей своими законами формирования внутренних отношений и собственным, уникальным набором факторов, воздействующих на личность.
На современном этапе развития представляется возможным г ...
Анализ результатов исследования проявления агрессии
Тест «Особенности человеческой агрессии»
1
.
Ищешь ли ты пути к примирению после очередного конфликта с друзьями?
а) всегда;
а) иногда;
а) никогда.
2. Как ты обычно ведешь себя в сложной конфликтной ситуации?
а) внутренне кипишь;
б) сохраняешь уверенность и спокойствие;
в) постепенно теряешь самообладание.
3. Как твои друзья с ...