Компьютерная зависимость
Компьютеры широко внедряются в повседневную жизнь. Возрастает количество людей, умеющих работать с компьютерными программами, играть в компьютерные игры.
Мир, создаваемый компьютером, называется виртуальной реальностью (ВР). По определению словаря: “виртуальный – значит пребывающий в скрытом состоянии и могущий проявится, случится, возможный”. Учитывая, что наша нервная система не в состоянии отличить подлинную реальную ситуацию от воображаемой для невротиков ВР компьютера это замена настоящей реальности, как “осмысленной части мира” на новую реальность, которая лучше настоящей. Она позволяет развиваться субъективно приятным эмоциональным состояниям искусственно меняя “настроение духа” [19].
На основании наблюдения пациентов можно выделить зависимость от ВР персонального компьютера “изолированного” (связанную чаще всего с компьютерными играми) - “виртуальную аддикцию”, и зависимость от сетей Интернет - “Интернет - зависимость” [54].
Термин “интернет-зависимость” был предложен И.Голдбергом [54] для описания непреодолимого желания пользоваться Интернетом. В последнее время также приобрел популярность термин “патологическое использование компьютера”, который употребляется для идентификации ситуаций, где компьютер используется для получения информации, далеко выходящей за пределы профессиональных интересов, а термин “интернет-зависимость” обозначает патологическое использование компьютера для вовлечения в социальные взаимодействия.
Человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем все больше и больше людей (особенно детей) становятся психологически зависимыми от компьютерных игр [18]. Аддиктивный потенциал, содержащийся в компьютерной зависимости, проявляется как: чрезмерная увлеченность работой в Интернете – собственно поиском информации, болезненная зависимость от видеоигр, поглощенность общением с друзьями по сети [37].
Из типов акцентуации наиболее подвержены риску развития виртуальной аддикции неустойчивый и шизоидный, реже другие типы. К психологическим факторам, способствующим развитию виртуальной аддикции следует отнести также привлекательность переживаний, выработку гедонистической установки (получение удовольствия любой ценой), реакции имитации, компенсации, группирования (например, при пользовании чатов Интернета), хобби-реакция. Особенно следует отметить информативно - коммуникативное хобби - “жажда постоянного получения новой лёгкой информации, не требующей никакой критической интеллектуальной обработки, а также потребность во множестве поверхностных контактов, позволяющих этой информацией обмениваться” [36].
Аддиктивное поведение у виртуальных аддиктов становится стилем жизни, в процессе которого человек оказывается в ловушке постоянного ухода от реальной действительности в состояние изменённого сознания.
Методика «Рисунок семьи»
По результатам методики «Рисунок семьи», можно сделать следующий вывод: у семи детей из десяти проявляются такие особенности как снижение самооценки – дети рисуют себя либо дальше от семьи, чем других ее членов (3 ребенка), либо не рисуют вообще (1 ребенок). Причиной отсутствия автора на рисунке могут быть трудности самовыражения при об ...
Проблема психологического пола личности. Факторы его становления. Психологический пол в общей
структуре личности.
Сознание каждого человека отражает дихотомичное деление окружающего мира на "мужское" и "женское". Это деление пронизывает всю историю культурного развития человечества, проявляясь в представлениях о половом символизме, идеальных образах мужественности и женственности, нормах полоролевого поведения, различиях социаль ...
Трансформация движения в коммуникацию
Эта техника работает с движениями, которые являются дисфункциональными по своей природе (напр., самостимулирующие, повторяющиеся, используемые, чтобы держать других на расстоянии) и использует их, как базис, на котором клиента вовлекают во взаимодействие. Шевеление пальцами около глаз, характерное для некоторых аутичных детей, может быт ...